Защита прав хозяйствующих субъектов осуществляется. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Федеральные арбитражные суды округов

Содержание
  1. Шпаргалка по предпринимательскому праву | Страница 34 | Онлайн-библиотека
  2. 84. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СУДОМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
  3. 85. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. 86. ВНЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
  5. Защита прав в арбитражном процессе
  6. Арбитражный суд как ключевой субъект защиты прав и законных интересов субъектов экономической деятельности
  7. Исковое заявление как основной способ защиты прав в арбитражном суде
  8. ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право
  9. Источники предпринимательского права:
  10. Основные принципы предпринимательского права :
  11.  Субъекты предпринимательской деятельности:
  12. Цели и интересы конкретного предпринимателя:
  13. Правовой режим предпринимательской деятельности
  14. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  15. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:
  16. Методы государственного регулирования:
  17. Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:
  18. Методы защиты предпринимателя своих прав:
  19. Антимонопольное законодательство.
  20.  Источники:
  21. Уровни антимонопольного законодательства:

Шпаргалка по предпринимательскому праву | Страница 34 | Онлайн-библиотека

Защита прав хозяйствующих субъектов осуществляется. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Федеральные арбитражные суды округов

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Реорганизованная либо вновь созданная организация имеет право обжаловать в арбитражном суде решение регистрационного органа об отказе в регистрации либо их уклонение от регистрации.

То же относится и к гражданам, еще не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, когда они обращаются с иском об обжаловании отказа в государственной регистрации.

В случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов могут обратиться государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Это право не ставится в зависимость от наличия у названных органов статуса юридического лица.

84. ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ СУДОМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом общей юрисдикции.

Даже если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений, он подведомствен суду общей юрисдикции.

С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью: – споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;

– заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.

Суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия.

Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, однако разделение этихтребований невозможно.

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями. В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон.

При выборе суда действует правило, по которому истец вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

Могут возникать следующие споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями:

– с государственными органами РФ, организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

– между самими инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями;

– между участниками предприятия с иностранными инвестициями и самим таким предприятием.

Суд общей юрисдикции (исключительная подсудность) рассматривает дела о праве на недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, дела по спорам, возникающим из договора перевозки, если перевозчики находятся на территории РФ.

85. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ

ИЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АПК РФ содержит общее правило о подведомственности арбитражному суду дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. Среди них можно выделить несколько видов споров, обладающих определенными особенностями по защите прав и законных интересов предпринимателей.

1. Особенности защиты предпринимательских прав по спорам, вытекающим из договорных отношений. Споры о разногласиях при заключении договоров могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда в двух случаях: если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение арбитражного суда или если заключение договора предусмотрено законом.

Другим условием рассмотрения преддоговорного спора арбитражным судом является тот факт, что заключение такого договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон.

К компетенции арбитражных судов относится также рассмотрение споров об изменении условий или о расторжении договоров.

2. Особенности рассмотрения споров о защите права собственности. Значительную группу экономических споров, рассматриваемых арбитражным судом, составляют споры о защите права собственности, к числу которых в первую очередь следует отнести споры о признании права собственности.

Экономические споры, связанные с истребованием собственником или другим законным владельцем имущества из чужого незаконного владения, относятся к числу споров, направленных на защиту права собственности и других вещных прав, объектом которых является индивидуально определенное имущество.

3. Особенности рассмотрения споров, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. АПК РФ относит к подведомственности арбитражного суда категорию дел по спорам, связанным с защитой деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

4. Особенности рассмотрения арбитражным судом споров, вытекающих из отношений с государственными и иными органами. Арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, т. е.

основанных на административном и ином властном подчинении одной стороны другой.

Участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или другие функции.

Арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В арбитражном суде могут быть оспорены решения антимонопольного органа.

Арбитражный суд рассматривает споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов независимо от того, применялись ли к заявителю какие-либо предварительные меры воздействия.

86. ВНЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Внесудебная защита прав и законных интересов предпринимателей может осуществляться в следующих формах: нотариальная защита, защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах, в форме урегулирования споров в претензионном порядке.

Нотариальная защита. На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства.

Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:

1) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем;

34

Источник: https://litrus.net/book/read/168997?p=34

Защита прав в арбитражном процессе

Защита прав хозяйствующих субъектов осуществляется. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Федеральные арбитражные суды округов

Общепризнанной точкой зрения в правовой доктрине выступает мнение о том, что наиболее эффективным способом защиты и восстановления прав и законных интересов выступает обращение в компетентные юрисдикционные органы судебной ветви государственной власти.

В свою очередь, для ситуаций, при которых вышеназванная защита требуется для юридических лиц и предпринимателей, традиционной формой восстановления нарушенных (оспариваемых) прав является обращение субъекта предпринимательской деятельности с исковым заявлением в арбитражный суд.

При этом в содержании искового заявления, как инструмента обозначенной защиты прав в арбитражном суде, с одной стороны, отражается обращенное к суду требование об отправлении правосудия, то есть о рассмотрении и разрешении по существу возникшей спорной ситуации, с вынесением итогового решения, которым однозначно разрешается вопрос о взаимных правах и обязанностях сторон спорного правоотношения, а с другой – требование к ответчику о необходимости выполнения воспринятой им обязанности, совершение которой предполагалось в пользу обратившегося за защитой субъекта предпринимательской деятельности.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

В этой связи, исходя из признаков, обозначенных выше, может быть сформулировано следующее определение защиты прав в арбитражном суде:

Определение 1

Защита прав в арбитражном суде – это юридическая процедура, направленная на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской, а равно иной экономической деятельности, включая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляемая в процессуальном порядке, предусмотренном действующим законодательством для целей упорядочения юрисдикционной деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Исходя из анализа приведенного определения, обозначенных выше признаков, а также самого существа рассматриваемого вопроса, можно сделать однозначный вывод о том, что ключевым субъектом защиты прав и законных интересов участников экономической деятельности, является арбитражный суд. В этой связи, в рамках проведения характеристики вопросов защиты соответствующих прав, представляется целесообразным подробнее остановиться на рассмотрении признаков и особенностей функционирования арбитражных судов в РФ.

Арбитражный суд как ключевой субъект защиты прав и законных интересов субъектов экономической деятельности

В процессе рассмотрения свойств и особенностей защиты прав в арбитражном суде, было бы неверно обойти стороной характеристику упомянутого органа, определение которого в специальной литературе формулируется следующим образом:

Определение 2

Арбитражный суд – орган государственной власти, специально образованный в порядке, предусмотренном действующим законодательством, для рассмотрения и разрешения экономических споров между юридическими лицами (предприятиями, организациями, и т.д.), а также споров с участием физических лиц, осуществляющих экономическую деятельность без образования юридического лица – то есть с участием индивидуальных предпринимателей.

Иными словами, одно из основных условий для инициирования деятельности по защите прав арбитражным судом – это соответствие требованиям о субъектном составе спорного правового отношения. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обращение в арбитражный суд возможно в тех случаях, когда сторонами спорного правоотношения выступают:

  1. Организации, в спорах между организациями, индивидуальными предпринимателями или органами государственной власти;
  2. Индивидуальные предприниматели, в спорах между собой, а равно между юридическими лицами или органами государственной власти.

Кроме того, действующее законодательство не ограничивает предмет юрисдикционной деятельности рассмотрением исключительно споров, связанных с предпринимательством, прямо устанавливая возможность рассмотрения дел, связанных с осуществлением и иных видов экономической деятельности.

Пример 1

Так, например, представляется, что наряду со спорами, обусловленными осуществлением собственно предпринимательской деятельности, за защитой прав в арбитражный суд могут обращаться соответствующие субъекты правоотношений, связанных с созданием реорганизацией или ликвидацией юридических лиц, причинением вреда природным и иным объектам, контрольной деятельностью органов государственной власти, и т.д.

Исковое заявление как основной способ защиты прав в арбитражном суде

Продолжая характеристику признаков и особенностей защиты прав в арбитражном суде, представляется целесообразным подробнее остановиться на тех способах, которых могут использоваться субъектами предпринимательской деятельности для целей осуществления соответствующей защиты.

При этом, как частично было отмечено выше, основным и наиболее эффективным способом является подача искового заявления, в котором лицо, чье право предположительно нарушено (или оспорено), предпринимает попытку доказывания факта нарушения, и выдвигает определенные действия по отношению к другому участнику процесса – ответчику.

Следует отметить, что ответчик, в свою очередь, не является «беззащитной» стороной арбитражного процесса, и также наделен средством для защиты от необоснованных требований и претензий истца – возражение на исковое заявление.

В названном акте ответчик формулирует и предоставляет суду свои контраргументы относительно требований, заявленным истцом, а также приводит доказательства, свидетельствующие об обоснованности и справедливости его точки зрения. Кроме того, еще одним способом защиты прав ответчика в арбитражном суде выступает подача встречного искового заявления, содержащего однородные требования к истцу, связанные с реализацией спорного правового отношения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zaschita_prav_v_arbitrazhnom_processe/

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право

Защита прав хозяйствующих субъектов осуществляется. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Федеральные арбитражные суды округов

Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.

 Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.

В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

Источники предпринимательского права:

  • Конституция РФ,
  • ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.

    ), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,

  • Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.

Основные принципы предпринимательского права :

  • свобода предпринимательской деятельности,
  • свобода договора,
  • свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
  • равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
  • свобода конкуренции и ограничение монополии,
  • государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
  • законность предпринимательской деятельности.

 Субъекты предпринимательской деятельности:

  • граждане РФ;
  • граждане иностранных государств;
  • объединение граждан (коллективные предприниматели).

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Цели и интересы конкретного предпринимателя:

  • самореализация,
  • получение высоких и постоянных доходов,
  • завоевание рынка,
  • выживание в долгосрочном периоде и т. д.

Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.

Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:

  • письменное согласие родителей и иных законных представителей,
  • обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.

Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).

Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.

Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.

Правовой режим предпринимательской деятельности

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:

  • правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
  • правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

В зависимости от содержания регулируемых отношений:

  • налоговый (общий и специальный),
  • таможенный,
  • режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:

  • регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
  • лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:

  • режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).

Методы государственного регулирования:

  • административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
  • экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
  • морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:

  • прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
  • косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).

Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:

  • предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
  • борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
  • предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
  • контроль за использованием общенациональных ресурсов;
  • социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.

Методы защиты предпринимателя своих прав:

Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.

Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:

  • искового заявления по экономическим и иным делам;
  • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
  • по делам о несостоятельности (банкротстве);
  • по делам особого производства;
  • жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
  • представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).

Антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.

 Источники:

  • Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
  • международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
  • Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
  • постановления Правительства РФ и т. д.

Уровни антимонопольного законодательства:

  • федеральный;
  • на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: