Территория и государственная территория состав государственной территории. Что такое государственная территория? Что входит в ее состав? В состав государственной территории входят

Территория в международном праве: общие понятия, виды правового режима, государственная территория

Территория и государственная территория состав государственной территории. Что такое государственная территория? Что входит в ее состав? В состав государственной территории входят

В современном международном праве существуют территориальные нормы, они являются общепризнанными и способствуют сохранению и укреплению международного мира. С точки зрения правового режима территории можно разделить на:

  • суверенные территории одного государства;
  • суверенные территории с международным режимом (открытое море, воздушное пространство, дно моря за пределами континентального шельфа);
  • территории, имеющие правовой режим смешанного типа (исключительная экономическая зона, континентальный шельф).

Государственная территория

Определение 1

Государственная территория – часть земной поверхности, включая сушу, недра, воздушное, водное пространство, которая является суверенной частью определенного государства.

Сухопутная территория включает в себя сушу с ее недрами, находящуюся в пределах установленных границ, а также прибрежные острова и анклавы.

В ряде стран государственной территорией является арктический сектор, все земли и острова, входящие в его состав. Недра, находящиеся под землей и водой на территории государства, обладают полным и исключительным суверенитетом государства.

Данное право находит подтверждение в основных конституционно-правовых документах государств и международных актах.

К водным государственным территориям относятся внутренние воды: реки, озера, заливы, бухты, порты, а также территориальные воды, имеющие особый режим. Специальный режим имеют поверхность и недра континентального шельфа и экономические зоны.

Территориальные воды примыкают к берегам государства, сюда же относятся и острова.

В пределах экономической зоны разрешается свободный проход судов всех стран, однако государство, которому принадлежат территориальные воды, обладает преимущественным правом на разведку и освоение морских недр и морепродуктов.

Воздушной государственной территорией является пространство, находящееся над сушей и водной частью страны. Воздушное пространство отделяется от других стран границами, которые признаны нормами международного права.

К территории государства относятся морские суда, воздушные и космические корабли под флагом государства, трубопроводы, посольства.

Территория государства, его величина, конфигурация, природные особенности выступают фактором долговременного действия, но в разные периоды развития их роль различна.

Анклавы

Определение 2

Анклав – территориальная часть государства, которая находится отдельно от основной части страны, окруженная со всех сторон другими государствами. Если у этой территории имеется выход к морю, то она называется полуанклавом.

Определение 3

Эксклав – несамостоятельный регион, отделенный территориально от материнского государства и полностью окруженный одной или несколькими странами.

Одна и та же территория одновременно может быть анклавом и эксклавом.

В мире много таких мест. В Беларуси на территории Гомельской области находится населенный пункт Саньково-Медвежье. Административно он относится к Брянской области РФ.

Для России эта территория считается эксклавом, для Беларуси – анклавом. Аляска является полуэксклавом США и полуанклавом Канады.

Мелилья и Сеута имеют выход к Средиземному морю и являются полуанклавами для Марокко и полуэксклавами для Испании.

Наличие такой обособленной территории в международном праве предполагает особые правовые отношения. Чтобы попасть в анклав, необходимо пересечь территорию другого государства. Также необходимо решать важные проблемы, обеспечивать жизнедеятельность анклава.

Все вопросы решаются, как правило, заключением соглашений и договоров между заинтересованными сторонами. Право доступа государства к своему анклаву реализуется путем подписания специального соглашения с государством, на территории которого находится анклав.

Правовой режим анклава определяется национальным законодательством или международными нормами.

Опиши задание

Теории правовой природы государственной территории

Существует несколько точек зрения на правовую природу территории государства. Наиболее распространены объектная теория и теория пространственного предела власти государства.

Сторонники объектной теории утверждают, что территория – это объект обладания.

Это исторический взгляд на территорию, берущий свое начало в эпохе феодализма, когда собственность на землю рассматривалась как источник власти.

Юрист В.А. Незабитовский выдвинул другую теорию, выступая против приравнивания территории государства к объекту обладания. Территориальное верховенство – это право государства осуществлять власть над людьми, которые живут в этом государстве.

Государственная территория является пространственной сферой осуществления государственного верховенства. В границах территории действует власть государства, которая обладает исключительным суверенитетом.

Поэтому территорию можно с полным правом отнести к одному из основных признаков суверенного государства.

Суверенитет РФ согласно ст. 4 Конституции распространяется на всю территорию страны, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Замечание 1

Государство устанавливает административно-территориальное деление, организует государственную власть и управление на основании территориального признака. В компетенцию государства входит определение и изменение государственной территории, вопросы гражданства, нахождения иностранных граждан на территории страны, охрана и оборона территории.

Нормы международного права говорят о неприкосновенности территориальной целостности и независимости государств.

Правомерное изменение территории государства

Существуют правомерные способы изменения государственной территории, установленные международным правом.

Возможно образование нового государства путем проведения референдума или в результате плебисцита.

Определение 4

Плебисцит (референдум) – опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает.

Во Франции плебисцит считается более емким понятием, чем референдум. В США плебисцит и референдум – синонимы. Необходимость обязательного референдума предусмотрена конституцией или конституционно-правовыми актами. Проведение факультативного референдума зависит от воли государственного органа или избирателей. Законодательство РФ предусматривает только понятие «референдум».

Возможно отторжение территории как санкция за агрессию, за развязывание войны. После окончания Второй мировой войны районы бывшей Восточной Пруссии были переданы Советскому Союзу и Польше. Развязывание войны – международное преступление, поэтому агрессор лишается части своей территории. Это мера, направленная на недопущение повторения агрессии.

Международное право предусматривает аренду, продажу, цессию государственной территории.

Определение 5

Аренда территории – предоставление права пользования частью территории государства другому государству. Аренда территории носит временный, договорной характер.

Государство, которое арендует территорию, может пользоваться определенными правами, тем самым ограничивая права государства-арендодателя. Договор заключается с учетом интересов обеих сторон. Территория, которая арендуется, не может быть использована в целях подрыва суверенитета или безопасности государства-арендодателя.

Часто на арендованных территориях создаются военные базы. В международных правовых нормах сказано, что государство, предоставляющее свою территорию в аренду, сохраняет суверенитет над ней, но на практике это положение становится юридической фикцией.

Государства полностью контролируют арендуемую территорию (кубинская база Гуантанамо, Диего-Гарсиа).

Примером продажи территории может служить продажа Аляски Россией США в 1867 году.

Определение 6

Цессия – уступка территории, ее дарение, передача, обмен части территории по взаимному соглашению между государствами.

Так в 1951 году СССР и Польша обменялись участками государственных территорий, в 1954 году между СССР и Ираном был заключен подобный договор об обмене во взаимных интересах. В 1968 году произошел обмен территориями между Францией и Люксембургом в целях уточнения границы.

Если возникают спорные территориальные вопросы, в международном праве предусмотрено мирное урегулирование. Территории, приобретенные при помощи силы или угрозы силой, не являются законными и не признаются международным сообществом.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/territorija-v-mezhdunarodnom-prave/

Структура государственной территории и типы государств

Территория и государственная территория состав государственной территории. Что такое государственная территория? Что входит в ее состав? В состав государственной территории входят

Государственная территория (ГТ) выступает естественной средой обитания населения и функционирования государства.

Она, в пределах государственных границ, охватывает часть поверхности земной суши, внутренние и территориальные воды, простирающееся над сушей и водами воздушное пространство с присущими им природными, а также созданными человеческой деятельностью свойствами и ресурсами.

ГТ как особого вида ресурс характеризуется протяженностью (площадью), особенностями географического положения, определенными типами природных ландшафтов, уровнем хозяйственной освоенности и т.д.

В пределах государственных границ территориально совмещены все структурыи системы управления страны, что обеспечивает целостность территориальной организации общества, развития производительных сил и культурного строительства. В прошлом размеры территории государства и ее приращение воспринимались как символ могущества и залог геополитической мощи.

Однако проведение политики максимального территориального роста в последующем  развитии страны часто порождает проблемы эффективного использования территории из-за нехватки ресурсов (демографических, экономических и др.

) для ее освоения, наличия природных барьеров и ограничений (горные, пустынные районы, зона вечной мерзлоты), делающих часть территории малоприятной для жизнедеятельности и экономически эффективного хозяйственного освоения.

Может возникнуть также проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма, подвергается территориальной дезинтеграции и распаду.

Поэтому, несмотря на важность территориального ресурса, сама по себе большая площадь еще не гарантирует государству экономического процветания. Для политико-географической оценки важны не только размеры территории, но и ее качественные характеристики.

В состав территории государства, наряду с сушей и внутренними водами, входят территориальные воды Мирового океана в пределах которых государство обладает юридикцией в полном объеме.

Большая часть приморских государств (121) имеет территориальные воды от 3 до 12 миль, 6 – от 15 до 50 миль, а 13 – объявили установление 200-мильной зоны территориальных вод (латиноамериканские и некоторые африканские страны).

Поскольку в 200-мильной зоне расположены основные рыбопромысловые районы, подводные ресурсы континентального шельфа многие страны устанавливают «зоны исключительного рыболовства» (4 – на расстоянии до 12 миль, 41 – от 20 до 200 миль и 93 – в пределах 200 морских миль (1990 г.) и «экономические зоны».

В границах 200-мильной прибрежной экономической зоны прибрежные государства имеют суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов и недр, а другие страны пользуются свободой судоходства, имеют возмездный доступ к излишкам рыбопромысловых ресурсов.

Экономической принадлежностью государства является и континентальный шельф (примыкающая к государственной территории  часть морского дна до глубины 200 м, но не более 350 миль от берега или 100 миль от изобаты в 2500 м), где страны имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию естественных ресурсов недр и дна моря, но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию, где остальные государства пользуются свободой судоходства и воздушных полетов, могут прокладывать кабели связи и трубопроводы. Таким образом осуществление различных форм контроля над экономическими зонами и континентальным шельфом зачастую превышает сухопутную территорию приморских государств и увеличивает их ресурсный потенциал. Для стран, не имеющих выхода к морю (30 государств), предоставляется право свободного транзита через территорию других государств, а их судна должны быть трактованы в портах наравне с суднами прибрежных государств. Интересные фотоотчеты, отзывы, описание путешествия в Черняховск, вы сможете найти на сайте 33dorogi.ru.

В целом территориальные ресурсы неравномерно распределены между государствами и частями света. При росте интенсификации использования территории возникают проблемы перенаселенности, экологические проблемы совмещения различных функций на одной территории.

Емкость территории отражает предел числа функций и нагрузки на нее при дополнительных вложениях. Если среднюю мировую обеспеченность населения территорией принять за единицу, то распределение этого показателя отличается значительной дифференциацией (табл. 3).

В политической географии применяется классификация стран мира по размерам их площади (табл. 4). Группа крупнейших стран, размером более 2,5 млн. км2, объединяет всего 9 государств, но вместе они занимают 55,8% поверхности суши, а на долю самой многочисленной группы очень малых стран менее 30 тыс. км2, приходится всего 1,3 %.

Оценивая государство по величине его территории  необходимо брать во внимание наиболее освоенную – эффективную территорию, где  функционируют основные экономические ареалы, центры, системы коммуникаций и экологические сети. Так, например, более 1/3 территории Австралии занимают пустыни, около 3/5 площади России расположено в трудных для проживания и ведения хозяйства районах.

Обеспеченность территориальными ресурсами частей света и отдельных стран (Машбиц, 1998)

Части света и страныОбеспеченность населения территориальными ресурсами (среднемировая –1)
Австралия19,4
Южная Америка2,6
Северная Америка2,5
Африка2,1
Европа (без СНГ)0,42
Азия (без СНГ)0,39
Россия5,0
Аргентина3,7
Бразилия2,5
США1,6
Китай0,36
Индия0,17
Япония0,13

Структура стран мира по размерам их территории

Территория, типы странКоличество странОбщая площадь
млн. км2%
Крупные(2,5 млн.км2 и более)975,855,8
Большие(350 тыс.- 2,5 млн.км2)4845,233,3
Средние (150-350 тыс.км2)287,15,2
Малые (30-150 тыс. км2)433,52,6
Мелкие (менее 30 тыс. км2)661,81,3
Зависимые территории2,31,7
Всего194135,8100,0

При больших различиях в площади территории для геополитического анализа может применяться деление государств на трансконтинентальные (Россия), субконтинентальные (Китай, Бразилия, Индия), макрорегиональные (макротопы) с площадью от 1,5 до 2,5 млн.

км2 (Иран, Мексика, Алжир, Судан, Саудовская Аравия), мезорегиональные (мезотопы), площадью 0,5 – 1,5 млн. км2 (Франция, Египет, ЮАР, Венесуэла), а также макрогосударства (микротопы) размером от 1 до 50 тыс. км2. Особую группу образуют страны-экстремумы, т.н.

минигосударства (минитопы) – Лихтенштейн, Монако, Сан-Марено – Ватикан, международный престиж и суверенитет  которых должны уважать все государства (табл. 5).

Страны-экстремумы по размерам государственной территории

МакрогосударстваМинигосударства
СтраныПлощадь территории, млн. км2СтраныПлощадь территории, км2
17,144 га
Канада9,9Монако1,6
9,5Науру21,3
США9,3Тувалу30,0
Бразилия8,5Сан-Марино61
Австралия7,7Лихтенштейн157
Индия3,2Мальдивы298
Аргентина2,8Гренада300

Величина государственной территории выступает не единственным элементом ее морфологических особенностей. Важным параметром является конфигурация и форма территории страны, которая оказывает влияние на общественное развитие и территориальную организацию жизнедеятельности страны.

Так, компактная форма способствует большей интегрированности территории, равноудаленной доступности отдельных регионов и меньшей растянутости коммуникаций, меньшими затратами на обустройство границ и системы пропускных пунктов.

В свою очередь государства неправильной, вытянутой формы или территориальноразобщенные (расположенные на архипелагах, имеющие эксклавы) с коммуникациями большой протяженности, труднодоступными районами оказываются более уязвимыми, в них труднее обеспечить равномерное экономическое развитие, организовать охрану государственной границы, в удаленных районах населенных этническими меньшинствами может развиваться сепаратизм. Например, Болгария и Куба – страны с примерно равной площадью – имеют компактную и вытянутую конфигурацию, что оказывает влияние на особенности территориальной организации хозяйства и общественно-политических процессов.

На основе конфигурации и форм распределения государственной территории в политической географии выделяют несколько типов:

1) государства вытянутой или «неправильной» формы, например, Чили, Норвегия, Швеция, Вьетнам, Италия, Панама, Того, Гамбия), территория которых протянулась вдоль морского побережья или долины крупных рек на многие сотни километров, что затрудняет управление, ограничивает доступность к политическому центру страны и т.д.

Расположенная в центре столица Чили – Сантьяго имеет слабые экономические связи с пустынными районами северного пограничья с Перу и Боливией, а также полярно-морскими районами Огненной Земли Территория Хорватии, форма которой напоминает подкову, была весьма уязвима при этнических конфликтах, что затрудняло территориальные связи.

Большая протяженность Италии с севера на юг также признается одной из причин экономической дифференциации страны;

2) государства с компактной территорией, имеющие форму близкую к квадрату или кругу (Франция, Испания, Польша, Венгрия и др.

), при которой наблюдается равноудаленность всех приграничных районов от центра страны, от центра страны, относительно короткая государственная граница, развитая сеть менее протяженных коммуникаций обеспечивает эффективный контроль и экономическое развитие территории.

Следует, однако, учитывать, что при относительно благоприятной внешней форме на территории страны могут находиться крупные природные барьеры и трудно доступные районы, что затрудняет функционирование государства.

Например, Перу разделено на две части высокими хребтами Анд, пустынные районы Египта слабо заселены и частично изолированы от главной полосы расселения по долине и дельте Нила, что порождает обособленность и автономизм пограничных с Суданом районов (Халаиб).

3) фрагментированные государства, состоящие из нескольких частей, разделенных территорией других стран или международными водами (государства-архипелаги – Индонезия и Филиппины, «расчлененный» Пакистан в 1947-1971 годах, «двойная» Малайзия, расположенная на полуострове Малакка и острове Калимантан).

В условиях значительной удаленности различных частей страны возникают проблемы государственного управления и обороны, поддержания постоянных коммуникационных линий, обеспечения контактов и экономических связей и т.д.

На изолированных территориях возникают сепаратистские движения (остров Минданао на южной окраине Филиппин), внутренние конфликты (остров Суматра в Индонезии), споры о положении столицы и др.

;к данному типу можно отнести также США, где штаты Аляска и Гавайские острова отделены от основной территории, что помимо доступа к богатым природным ресурсам (Аляска) и возможности создания баз стратегического контроля (Гаваи) требует значительных затрат на обеспечение постоянных коммуникационных линий, порождает экологические проблемы при транспортировке сырья из арктической зоны (трансаляскинский нефтепровод, аварии танкеров у тихоокеанского побережья);

4) государства, имеющие в своем составе энклавы/эксклавы – небольшие районы, отрезанные от основной территории государства зем-лями других стран, или расположенные внутри территории других государств.

На постсоветском пространстве энклавное положение занимают Калининградская область России, Нахичевань в Азербайджане, отделенная от него территорий Армении, расположенная на стыке границ Ирана и Турции.

Подобное положение занимает провинция Кабинда, отделенная от Анголы территорией ДР Конго, район Эль-Хасаба на берегу Ормузского пролива, отделенный от Омана территорией Саудовской Аравии, владения Испании на территории Марокко-Сеута и Мелилья, отделенные водами Средиземного моря.

Эксклава , в свою очередь, является частью другого государства и расположена внутри территории данной страны. Такая территория исключена из национального пространства данной страны, но одновременно окружена им со всех сторон.

Эксклавы представляют собой локальныне сообщества, сохранившие этническую однородность, но исторически «отрезанные» или изолированныеот «общеэтнического поля» (например, испанская область Llivia на территории Франции, немецкая область Buesingen в Швейцвпии, бельгийская эксклава Baarle в Голландии и др.). Энклавы/эксклавы часто играют роль стратегических форпостов (Калининградская область – западный форпост России), важных экономических баз (Кабинда – главный производитель ангольской нефти), однако, они уязвимы с военной точки зрения, экономические связи могут быть перекрыты или затруднены соседними государствами.

При анализе государственной территории и ее морфологических особенностей важно также учитывать характер исторических ос

Источник: https://www.bygeo.ru/materialy/piatyi_kurs/problemy-polit-geogr-chtenie/2285-struktura-gosudarstvennoy-territorii-i-tipy-gosudarstv.html

Территория в международном праве

Территория и государственная территория состав государственной территории. Что такое государственная территория? Что входит в ее состав? В состав государственной территории входят

Территория – пространство земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.

  • Государственная территория – часть земного шара с его недрами и воздушным пространством, находящаяся под суверенитетом определенного государства;
  • Международная территория – это территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства. Эта территории находится в общем пользовании государств, и на ней действуют общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • Территория со смешанным режимом– это территория, на которой действуют одновременно как нормы международного права, так и нормы национального законодательства прибрежных государств (международные реки, проливы и т.д.).

Государственная территория состоит из:

  • Сухопутного пространство – все пространство суши в пределах государственных границ, а также прибрежные острова и анклавы;
  • Водное пространство – воды озер, рек, заливов, территориальные воды, экономическая зона и др.;
  • Недра – сюда входят недра как под сухопутной, так и под водной территорией;
  • Воздушное пространство – пространство, находящееся над сухопутной и водной территориями (включая территориальные воды);
  • Также государственной территорией считаются морские и воздушные суда, космические корабли, подводные кабели и трубопроводы, здания представительств и посольств.

Правовой режим государственной территории определяется национальным законодательством, некоторые вопросы государственной территории могут стать предметом регулирования норм международного права. Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны.

Понятие и виды государственных границ

Государственная граница – линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства).

Виды государственных границ:

  • Сухопутные границы;
  • Водные границы;
  • Воздушные границы;
  • Государственная граница в недрах (доктринально составляет 10-15 км и связана с бурильными возможностями техники).

Стадии установления государственных границ:

  • Делимитация – определение положения и направления государственной границы путем нанесения линии границы на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации;
  • Демаркация – установление линии государственной границы на местности и обозначение ее соответствующими пограничными знаками.

На пограничных реках граница, как правило, по судоходной реке – устанавливается по фарватеру, по несудоходной реке – посередине реки. Однако по соглашению государств, граница может быть установлена иным образом.

Способы изменения государственных границ:

  • Продажа территории;
  • Обмен территорией;
  • Восстановление исторических прав на территорию;
  • Санкция за агрессию (адьюдикация);
  • На основании референдума.

Международно-правовой режим Арктики и Антарктики

Арктика — часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом.

Территория Арктики поделена между 5 прибрежными государствами на полярные сектора:

  • США;
  • Канада;
  • Дания;
  • Норвегия;
  • Россия.

Согласно концепции полярных секторов все земли и острова в пределах определенного сектора, считаются входящими в территорию данного государства.

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод.

Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств и ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод.

Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.п.

Антарктика – регион, расположенный южнее 60-й параллели и простирающийся до Южного полюса. Правовое положение южного Антарктики основывается на Договоре об Антарктике. В Антарктике не применяется секторальное деление.

Согласно данному договору, Антарктика используется исключительно в мирных целях, запрещаются любые мероприятия военного характера, создание военных баз проведение военных маневров. Также государствам запрещается производить ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Антарктики.

В договоре закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничества государств принцип свободы обмена информации научным персоналом и т.п.

Источник: https://okrainaruneta.ru/territoriya-v-mezhdunarodnom-prave/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: