Теплоходы на подводных крыльях. Куда подевались советские корабли на подводных крыльях

Гордость речфлота СССР: 5 судов на подводных крыльях, которые мы потеряли

Теплоходы на подводных крыльях. Куда подевались советские корабли на подводных крыльях
Метеор – самое популярное судно на подводных крыльях в СССР

В советское время речные пассажирские перевозки, в отличие от сегодняшних дней, были широко развиты и использовались повсеместно наравне с поездами и автобусами.

Особой гордостью судостроительных верфей и одним из символов СССР были суда на подводных крыльях (СПК). Бум популярности этих судов пришелся на 1960-е годы и продолжался до распада СССР.

Наша страна была лидером по выпуску и эксплуатируемому флоту скоростных судов этого типа – в советский период было построено около 1300 экземпляров. СПК ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров.

В западных странах отдавали большее предпочтение судам на воздушной подушке и катамаранам.

Тем, чье детство или юность пришлись на советское время, скорее всего хотя бы раз посчастливилось прокатиться на этом необычном сейчас водном виде транспорта.

Приподнявшись над гладью воды, эти суда развивали скорость до 50-60 км/ч, т.е. примерно как у пассажирских и пригородных поездов, при этом никаких рельс прокладывать было не нужно.

По комфорту передвижения они не уступали реактивным самолетам того времени.

Принцип плавания СПК был двойным. На малой скорости оно идет как обычный корабль, но когда “поддает газу”, то за счет подводных крыльев подъемная сила невысоко поднимает судно над водой словно экраноплан, и оно как бы начинает скользить по волнам, сильно снижая сопротивление воды, что и позволяет разгоняться до больших скоростей.

Суда этого типа эксплуатировались на регулярных рейсах по крупнейшим водным артериям огромной страны – Волге, Днепру, Амуру, Оби, Неве, озеру Байкал, Ладожскому, Онежскому и прибрежным водам Черного моря. Крылатые суда успешно экспортировались во многие капстраны, среди которых США, ФРГ, Франция, Италия и Великобритания.

Тяжелый экономический кризис 90-х и переход к рыночной экономике привели к тому, что количество судов этого класса резко сократилось в связи с большим расходом топлива их двигателями и отсутствием поддержки речфлота со стороны государства. Сейчас весь скоростной флот с СПК – остатки былой роскоши XX века, хотя для обеспечения сообщения “санкционного” Крыма с Краснодарским краем было построено несколько новых судов.

1.”Ракета” (1959-1976)

Ракета стала первым в СССР пассажирским судном на подводных крыльях

Это судно стало “первой ласточкой” в истории пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Впервые ее представили в Москве летом 1957 года на Международном фестивале молодёжи студентов. За все время было построено чуть менее 400 экземпляров. Теплоходы производил судостроительный завод “Море” в Феодосии (Крым).

Теплоход был рассчитан на перевозку пассажиров по рекам на пригородных и местных линиях длиной до 500 км и мог выходить в водохранилища. Фишкой “Ракет” стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров. В более поздних моделях для размещения большего числа пассажиров и в целях безопасности такую площадку обычно не делали.

Высокооборотный дизельный движок мог разогнать Ракету до невиданной по тем временам скорости 60 км/ч, а на борт могли разместиться 64 человека. Для сравнения, речные трамвайчики типа Москвич могли разгоняться максимум до 20 км/ч.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

Многие корабли после списания из-за интересного внешнего облика были переоборудованы под кафе или музеи, а “Ракетами” стали называть в принципе все суда на крыльях.

2.”Метеор” (1961-1991)

Метеор – самое массовое и узнаваемое СПК

В начале 1960-х по мере развития водных перевозок потребовались более вместительные судна, чем “Ракета”.

В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК “Метеор” производства Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан) с двумя двигателями, который брал на борт до 120 человек, имел комфортабельный салон с баром-буфетом, очень напоминающий самолетный, и большую дальность плавания до 600 км. Крейсерская скорость осталась прежней – 60-65 км/ч.

Наличие второго двигателя делало поездку более безопасной в случае поломки одного из них, однако по расходу топлива теплоход был сопоставим с ракетой. За счет футуристического дизайна крылатое судно казалось похожим на космический корабль. Всего было построено 381 штук этих кораблей.

С 2007 года конвейер для выпуска Метеоров на заводе был реконструирован под производство новых теплоходов серии А45-1, однако заказов на них почти не было, их выпустили всего несколько штук.

Сегодня на Метеоре можно прокатиться разве что на экскурсию из Санкт-Петербурга в Петергоф, на остров Валаам и в Якутии, где нет автодорог.

3.”Комета” (1961-1992)

Комета – вариант Метеора, адаптированный для морского плавания

В 1962 году на базе “Метеоров” спроектировали первый тип судна для плавания в прибрежных морских водах – “Комета”, на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Они могли ходить при волнении моря до 3-4 баллов со скоростью 60 км/ч на расстояние до 100 км вглубь моря и имели локаторы для навигации.

Было выпущено более 130 теплоходов. Их делали на Феодосийском судостроительном заводе “Море” и Потийской судоверфи в Грузинской ССР.

4. “Восход” (с 1973)

СПК Восход строили на смену Ракетам

Эти одновинтовые теплоходы второго поколения с двумя пассажирскими салонами создавались для замены более старых “Ракет” и “Метеоров”. Строил суда судостроительный завод “Море”. Судно брало на борт 71 пассажира и могло перевезти их на 500 км. На верней палубе имеется небольшая открытая площадка для любителей экстрима.

В общей сложности к распаду СССР было построено более 150 “Восходов”. В переломные 90-е выпуск крылатых судов почти прекратился в связи с тяжёлым финансовым положением завода. В 2000-х годах для голландской транспортной компании были построены 4 крылатых судна.

Сейчас немногочисленные пассажирские рейсы Восходов можно встретить на Волге в Самарской обл., а также на Украине по Днепру.

5.”Полесье” (1983-1996)

Теплоход Полесье в Хабаровске

Суда данного типа строились на Гомельском судостроительном заводе (Белоруссия) для эксплуатации на мелководных реках Белоруссии (Сож, Припять), Украины (Днепр, Десна) и России (верховье Волги, Кубань, Иртыш, Обь, Лена, Амур). Всего было построено 112 кораблей, которые могли принять на борт до 60 человек и совершать рейсы длиной до 400 км.

Теплоход имел осадку при стоянке 1 метр, а при движении на крыльях всего 40 см (на других типах СПК требовалась глубина как минимум в 2 раза больше).

Сейчас суда данного типа в основном используются на Амуре на челночных рейсах с ширпотребом из Китая в Россию – в Хабаровске и Благовещенске из-за отсутствия автомобильного моста через пограничную реку.

Поддержи нас:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/112/gordost-rechflota-sssr-5-sudov-na-podvodnyh-kryliah-kotorye-my-poteriali-5eb575afb571c1699f11fa6f

Куда подевались советские корабли на подводных крыльях?

Теплоходы на подводных крыльях. Куда подевались советские корабли на подводных крыльях
Знакомитесь судно на подводных крыльях – “Восход”.  Корабли на подводных крыльях это гордость Советского Союза.  В их производстве и эксплуатации он был мировым лидером.

Уникальный корабль, практически космос)) Недаром в СССР он был засекречен, в свое время. В основном корабль ходил по реках, но при необходимости мог и в море выйти, в прибрежную зону.

Производился “Восход” с 1973 года на заводах “Красное Сормово” (Нижний Новгород. РСФСР) и “Море” (Феодосия, УССР).Двигатели высокобортный дизели с бомбардировщиков поступали с заводов “Барнаултрансмаш” и Ленинградского завода “Звезда”.  Всего выпущено более 150 кораблей.

Пассажировместимость свыше 70 чел. Максимальная скорость – 65 км\ч. Эксплуатационная скорость – 62 км\ч. Мощность двигателя 1000 л.с.

Но скорость на воде дается не просто. И скорости “Восходов” доступны только благодаря его формам,  гибридизации самолета и корабля.  На фото главная уникальность данных кораблей – подводное крыло.

При разгоне корабля, крыло под днищем создает подъемную силу так же как и крыло самолета. Корабль поднимается над водой и парит над ней опираясь на крылья.

Благодаря этому сила трения маленькая и корабль может развивать высокую скорость.

За год суда на подводных крыльях в СССР перевозили свыше 20 млн.чел.

В 1970-е в Киеве было в эксплуатации более 40 судов данного типа.

Салон.

Помимо “Восхода”  в СССР еще выпускались… его предшественники и аналоги.

“Ракета” Год выпуска 1957-1977. Произведено около 400 штук. Скорость 70км\ч. Мощность 900-1000 л.с.

“Метеор” Год выпуска 1961-1991. Произведено более 400 штук. Скорость 65км\ч. Мощность 1800-2200 л.с.

“Комета” Год выпуска 1964-1992. Произведено более 130 штук. Скорость 60км\ч. Мощность 2200 л.с.

“Полесье”Год выпуска 1983-1996. Произведено 115 штук. Скорость 75км\ч. Мощность 1100 л.с. Способен ходить по речкам глубиной в метр.

Флагман советских судов на подводных крыльях – “Циклон” – морская двухпалубная машина.

Газотурбинный двигатель мощностью – 6 000 л.с. Пассажировместимость – 250 чел. Скорость – 70 км\ч.

СССР помимо эксплуатации  этих судов у себя поставлял их еще и на внешние рынки  в такие страны как: США, Великобритания, Германия, Италия, Греция,  Канада, Австрия, Финляндия, Китай, Польша, Венгрия, Румыния, Югославия, Вьетнам, Таиланд.

Кроме вышеуказанных кораблей еще выпускались мелкосерийные и экспериментальные –  Вихрь, Спутник, Буревестник, Беларусь, Колхида, Катран, Олимпия, Чайка, Тайфун и  другие.

Как “Восходы” и компания жизни спасали…

Два “Восхода” зараженные радиацией на кладбище в Припяти. Они участвовали в эвакуации жителей после аварии…

В 1992 году во время войны Грузии с Абхазией военный вертолет обстрелял в открытом море “Комету”. Одна из ракет попала ниже ватерлинии. Экипаж корабля не растерявшись врубил на полную моторы. “Комета” набрала скорость встала на крылья и с пробоиной в борту, которая теперь оказалась выше уровня воды, доставила в безопасности 70 своих пассажиров к берегу.

Благодаря своей скорости суда на подводных крыльях не раз выходили спасать экипажи и пассажиров тонущих кораблей. Не одна сотня людей спасена ими.

В СССР все гражданские суда на подводных крыльях являлись стратегическими объектами. В случае военных действий они должны были стать высокоскоростными госпиталями, вывозящими раненых с линии фронта.

Куда же делись “Восходы” и их аналоги? Почему они пропали?

Эксплуатация судов на подводных крыльях удовольствие  дорогое, слишком уж сложное и дорогостоящее это устройство для такой великой страны как украина – решила сама великая украина –  и в 90х Укрречфлот распродал по дешевке практически весь речной флот, а это около 100 судов, на подводных крыльях доставшийся от “клятого Совка”…

Куда распродал? За границу.

“Восход”ы в киевском порту перед отправкой за кордон.

Киевский “Восход” в открытом море направляется за рубеж.

Киевский “Восход” на речных просторах Нидерландов.

“Восход” в Корее.

Единственный киевский оставшийся на ходу “Восход” – “Хвиля”.  Используется чиновниками Министерства транспорта украины. Переоборудован. Внутри бар, стол для конференций, мягкие диваны, плазменные телевизоры.

З.Ы.

Судно на подводных крыльях  “Восход”. Пассажировместимость – 70-75 человек. Скорость – 62 км\ч. Расход топлива  – 105 литров на час работы.

Моторный катер Sea Dragon 2X185. Пассажировместимость 5 чел. Скорость 50 км\ч. Расход топлива – 60л в час. Сколько таких катеров вы видете на Днепре?

З.Ы.Ы. Если сопоставить некоторые факты, то становится понятно какое государство своему гражданину истинный враг.

Слива украине.

|

landesheСегодня праздник пророка Ильи,а я еще не купалась…По нашим преданиям после Ильи купаться уже нельзя,так как святой в воду пописял.Вот живущие на севере недоумевают,как так,жить на реке и у моря и ни разу не искупаться…А вот так! Потому что живем на реке и у моря.:-) Жили бы где-то вдали,стремились бы к морю…А тут каждый день думаешь,на пару часиков надо съездить,но что-то раз…и помешает…
В прошлом году вырывались,а в этом только встречаем и провожаем гостей…:-)

Источник: https://landeshe.livejournal.com/405085.html

“Ракета” (1959-1976)

Это судно стало “первой ласточкой” в истории пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Впервые ее представили в Москве летом 1957 года на Международном фестивале молодёжи студентов. За все время было построено чуть менее 400 экземпляров.

Теплоходы производил судостроительный завод “Море” в Феодосии (Крым). Теплоход был рассчитан на перевозку пассажиров по рекам на пригородных и местных линиях длиной до 500 км и мог выходить в водохранилища. Фишкой “Ракет” стала открытая площадка на корме, куда свободно пускали пассажиров.

В более поздних моделях для размещения большего числа пассажиров и в целях безопасности такую площадку обычно не делали. Высокооборотный дизельный движок мог разогнать Ракету до невиданной по тем временам скорости 60 км/ч, а на борт могли разместиться 64 человека.

Для сравнения, речные трамвайчики типа Москвич могли разгоняться максимум до 20 км/ч. Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

Многие корабли после списания из-за интересного внешнего облика были переоборудованы под кафе или музеи, а “Ракетами” стали называть в принципе все суда на крыльях.

“Метеор” (1961-1991)

В начале 1960-х по мере развития водных перевозок потребовались более вместительные судна, чем “Ракета”.

В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК “Метеор” производства Зеленодольского судостроительного завода (Татарстан) с двумя двигателями, который брал на борт до 120 человек, имел комфортабельный салон с баром-буфетом, очень напоминающий самолетный, и большую дальность плавания до 600 км. Крейсерская скорость осталась прежней – 60-65 км/ч.

Наличие второго двигателя делало поездку более безопасной в случае поломки одного из них, однако по расходу топлива теплоход был сопоставим с ракетой. За счет футуристического дизайна крылатое судно казалось похожим на космический корабль. Всего было построено 381 штук этих кораблей.

С 2007 года конвейер для выпуска Метеоров на заводе был реконструирован под производство новых теплоходов серии А45-1, однако заказов на них почти не было, их выпустили всего несколько штук.

Сегодня на Метеоре можно прокатиться разве что на экскурсию из Санкт-Петербурга в Петергоф, на остров Валаам и в Якутии, где нет автодорог.

“Комета” (1961-1992)

В 1962 году на базе “Метеоров” спроектировали первый тип судна для плавания в прибрежных морских водах – “Комета”, на которой модифицировали корпус и установили другие крылья.

Они могли ходить при волнении моря до 3-4 баллов со скоростью 60 км/ч на расстояние до 100 км вглубь моря и имели локаторы для навигации.

Было выпущено более 130 теплоходов.

Их делали на Феодосийском судостроительном заводе “Море” и Потийской судоверфи в Грузинской ССР.

“Восход” (с 1973)

Эти одновинтовые теплоходы второго поколения с двумя пассажирскими салонами создавались для замены более старых “Ракет” и “Метеоров”. Строил суда судостроительный завод “Море”. Судно брало на борт 71 пассажира и могло перевезти их на 500 км. На верней палубе имеется небольшая открытая площадка для любителей экстрима.

В общей сложности к распаду СССР было построено более 150 “Восходов”. В переломные 90-е выпуск крылатых судов почти прекратился в связи с тяжёлым финансовым положением завода. В 2000-х годах для голландской транспортной компании были построены 4 крылатых судна.

Сейчас немногочисленные пассажирские рейсы Восходов можно встретить на Волге в Самарской обл.

, а также на Украине по Днепру.

“Полесье” (1983-1996)

Суда данного типа строились на Гомельском судостроительном заводе (Белоруссия) для эксплуатации на мелководных реках Белоруссии (Сож, Припять), Украины (Днепр, Десна) и России (верховье Волги, Кубань, Иртыш, Обь, Лена, Амур). Всего было построено 112 кораблей, которые могли принять на борт до 60 человек и совершать рейсы длиной до 400 км.

Теплоход имел осадку при стоянке 1 метр, а при движении на крыльях всего 40 см (на других типах СПК требовалась глубина как минимум в 2 раза больше).

Сейчас суда данного типа в основном используются на Амуре на челночных рейсах с ширпотребом из Китая в Россию – в Хабаровске и Благовещенске из-за отсутствия автомобильного моста через пограничную реку.

Источник:

Ссылки по теме:

Любите повспоминать, как всё было раньше?
Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

0

14

Новости партнёров

Источник: https://fishki.net/3320716-gordosty-rechflota-sssr-5-sudov-na-podvodnyh-krylyjah-kotorye-my-poterjali.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: