Меры восстановления платежеспособности. Внешнее управление

Содержание
  1. Внешнее управление как процедура банкротства: порядок введения, права и обязанности управляющего
  2. Правовое регулирование
  3. Порядок введения и последствия
  4. Внешний управляющий
  5. Права
  6. Обязанности
  7. В каких случаях управляющий может быть отстранен от должности
  8. Восстановление платежеспособности должника
  9. Процедура восстановления платежеспособности
  10. Меры, направленные на финансовое оздоровление должника
  11. Осуществление финансового планирования
  12. Внешнее управление как процедура банкротства
  13. Что такое внешнее управление предприятием
  14. Когда вводится внешнее управление
  15. Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):
  16. Срок внешнего управления
  17. Порядок введения внешнего управления
  18. Контроль за выполнением плана внешнего управления
  19. Окончание внешнего управления
  20. Финансовое оздоровление как мера по восстановлению платежеспособности должника
  21. Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве
  22. Отличие финансового оздоровления от внешнего управления
  23. Финансовое оздоровление как процедура банкротства
  24. Порядок проведения
  25. Комплекс мер
  26. Цели финансового оздоровления
  27. План оздоровления предприятия
  28. Условия введения
  29. Права и обязанности участников финансового оздоровления
  30. На какой срок вводится процедура
  31. Окончание финансового оздоровления и его последствия
  32. Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица
  33. Зарубежный опыт финансового оздоровления
  34. Каковы меры по восстановлению платежеспособности должника?
  35. Понятие банкротства предприятия
  36. Меры по восстановлению платежеспособности
  37. Доверительное управление как метод выведения предприятия из состояния банкротства
  38. План внешнего управления в восстановлении платежеспособности

Внешнее управление как процедура банкротства: порядок введения, права и обязанности управляющего

Меры восстановления платежеспособности. Внешнее управление

Внешнее управление при банкротстве вводится с целью восстановления финансовой стабильности и платежеспособности компании должника по итогам наблюдения или в случае, если финансовое оздоровление не принесло необходимого результата.

Правовое регулирование

Порядок и особенности процедуры регулируются главой 6 закона 127-ФЗ. На практике внешнее управление представляет собой передачу компании под полный контроль внешнего управляющего, который получает право принимать любые важные решения:

  • о реорганизации производства;
  • о продаже части активов должника;
  • о закрытии неприбыльных производств;
  • о взыскании долгов в пользу фирмы;
  • о перепрофилировании компании;
  • об участии в венчурных проектах;
  • о сокращении штатов.

Порядок введения и последствия

Внешнее управление вводится судом по решению собрания кредиторов на срок до 1,5 лет и может продлеваться один раз на полгода по решению суда.

Важно учесть, что суммарный срок оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, а введение внешнего управления после финансового оздоровления допустимо только в случае, если с момента ввода финансового оздоровления прошло не больше 18 месяцев.

Внешнее управление вводится в следующем порядке:

  1. Управляющий предоставляет отчет по итогам наблюдения или в ходе оздоровления предприятия.
  2. Собрание кредиторов анализирует отчет управляющего, принимает решение о вводе внешнего управления и направляет протокол собрания в арбитражный суд.
  3. Суд проверяет законность решения собрания кредиторов и выносит определение о переходе к внешнему управлению.
  4. Утверждается внешний управляющий.
  5. Управляющий разрабатывает план по восстановлению платежеспособности должника в течение месяца после своего назначения.
  6. Собрание кредиторов утверждает план.

План управления предприятием должен содержать перечень мер по восстановлению финансовой стабильности предприятия, смету сопутствующих расходов, а также сроки восстановления платежеспособности и обоснование таких сроков.

Собрание кредиторов может утвердить план, потребовать устранить недочеты или принять решение о переходе к конкурсному производству. С момента введения внешнего управления наступают следующие правовые последствия:

  • руководство компании должника утрачивает свои полномочия;
  • отменяются все меры, принятые ранее в целях обеспечения требований кредиторов;
  • арест активов допускается только в рамках закона о банкротстве;
  • действие исполнительных листов приостанавливается;
  • замораживается начисление штрафов и пеней за просрочки.

В отношении отстраненных руководителей должника вновь утвержденный управляющий вправе принять одно из следующих решений:

  • уволить;
  • предложить работу в компании, не связанную с управлением;
  • предложить продолжить исполнять свои обязанности в статусе помощника управляющего.

Важно учесть, что руководитель подразделения, оставленный внешним управляющим в должности, не может принимать управленческие решения без подписи управляющего. При увольнении руководители всех уровней должны передать всю документацию, печати и материальные ценности управляющему в течение трех дней.

Органы управления должника при этом сохраняют право принимать следующие действия:

  • размещать дополнительные акции и определять их стоимость;
  • ходатайствовать перед собранием кредиторов о дополнительной эмиссии акций и о продаже фирмы должника;
  • определять регламент процедуры собрания акционеров;
  • принимать решение о замещении активов;
  • заключать соглашение с третьими лицами о получении финансовой помощи.

Поданные собранию ходатайства рассматриваются собранием и утверждаются арбитражным судом.

Исполнительные производства по ранее поданным требованиям прекращаются, и выплаты кредиторам начинаются только после восстановления платежеспособности компании или открытия конкурсного производства, если платежеспособность восстановить не удалось. Важно учитывать, что прекращают свое действие только те исполнительные листы, которые были выданы до введения процедуры – если в ходе внешнего управления компания задерживает обязательные платежи поставщикам ресурсов, то они вправе взыскивать средства через суд.

Итогом внешнего управления могут быть восстановление платежеспособности компании и закрытие дела о банкротстве или – при безуспешности принятых управляющим мер – переход к завершающей стадии банкротства – конкурсному производству.

Внешний управляющий

Внешний управляющий – это состоящее в саморегулируемой некоммерческой структуре арбитражных управляющих лицо, кандидатура которого была утверждена судом для осуществления руководства процедурой внешнего управления.

Суд может утвердить кандидатуру, предложенную собранием кредиторов, или выбрать управляющего из обозначенной кредиторами саморегулируемой структуры.

Предложенный собранием управляющий не должен иметь действующую дисквалификацию.

Права

Внешний управляющий имеет следующие права:

  • управлять собственностью фирмы должника в соответствии с утвержденным планом;
  • подписывать мировое соглашение от имени фирмы должника;
  • отказываться от исполнения сделок должника;
  • подавать иски от имени должника с требованием признания заключенных ранее договоров недействительными;
  • осуществлять иные полномочия по руководству банкротящейся компании.

Отказ от сделок по договорам, заключенным ранее, допускается в течение трех месяцев после введения внешнего управления в случаях, когда такие сделки не закрыты полностью, и выполнение их условий в полной мере будет препятствовать восстановлению платежеспособности компании должника.

Важно учитывать, что Пленум ВАС РФ №58 определил, что отказ от залоговых сделок недопустим.

Обязанности

К обязанностям внешнего управляющего относятся:

  • провести инвентаризацию активов должника и в течение 3 дней опубликовать результаты инвентаризации в Едином реестре;
  • сформировать план управления и представить его собранию кредиторов;
  • вести финансовую и бухгалтерскую документацию, составлять отчеты;
  • возражать на требования кредиторов при необходимости;
  • взыскивать долги в пользу компании должника;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • осуществлять утвержденный план внешнего управления;
  • составлять отчет об исполнении плана и представлять его собранию кредиторов.

Также управляющий обязан информировать по запросу о ходе внешнего управления кредиторов и других участников дела о банкротстве.

В каких случаях управляющий может быть отстранен от должности

Управляющий может быть отстранен от должности по решению суда, если поступит заявление о неисполнении управляющим своих обязанностей от кредиторов или иных лиц, права которых были нарушены действиями управляющего.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/vnesnee-upravlenie.html

Восстановление платежеспособности должника

Меры восстановления платежеспособности. Внешнее управление

При признании физического или юридического лица банкротом арбитражный суд начинает конкурсное производство с целью покрытия задолженности должника перед кредиторами и удовлетворение всех из требований.

В эту процедуру, длящуюся, как правило, не больше года, прежде всего входит взимание средств с должника для возмещения убытков кредиторов. При этом суд назначает лицо, управляющее имуществом должника, и обозначает последствия в случае невыполнения условий в указанные сроки.

По завершении срока конкурсный управляющий обязан предоставить отчет о выполненной работе и удовлетворении всех требований кредиторов.

Статьей 103 Закона о банкротстве предусмотрено два способа восстановления платежеспособности должника: снижение убытков и уменьшение расходов (закрытие нерентабельных предприятий, пересмотр кадровой политики, объединение функций разных работников в одной должности) либо увеличение финансовой состоятельности должника (например, выборочное инвестирование, эмиссия некоторых акций и пр.). Также есть возможность изъятия и продажи всего имущества должника либо (в некоторых случаях) аннулирование всех сделок, которые были заключены и не завершены до признания должника банкротом.

Процедура восстановления платежеспособности

Существуют способы внешнего восстановления платежеспособности должника, в том числе с помощью грамотного управления со стороны юридических компаний. Это достигается несколькими способами:

  1. удовлетворение всех требований кредиторов по реестру, которое осуществляет сам должник (копия реестра предоставляется субъекту, взявшему на себя ответственность за обязательства должника);
  2. выдача должнику достаточного объема средств на покрытие расходов и выполнения обязательств перед кредиторами (субъекту, выразившему взятие на себя ответственности за задолженность, предоставляется вся необходимая информация).

При этом необходимо учитывать абсолютно все требования кредиторов и удовлетворять их одновременно с последующим внесением их в реестр на момент удовлетворения.

Субъект, выразивший намерение удовлетворить требования кредиторов, прежде всего обязан уведомить об этом их и арбитражного управляющего, который в течение следующей недели обязуется отказывать всем остальным субъектам в выдвижении идентичных заявлений и возмещении задолженностей. Однако если субъект, заявивший о возврате долгов, так и не начал исполнять требования кредиторов, либо приступил к исполнению, но не завершил его в течение месяца после дачи уведомления, оно считается недействительным.

До срока окончания конкурсного производства любое третье лицо, собственник активов компании-банкрота, ее управляющий либо учредитель имеет право полностью погасить задолженность и одновременно удовлетворить все требования кредиторов по реестру в соответствии с условиями, выдвинутыми со стороны внешнего управления или утвержденными арбитражным судом.

Кредиторы обязуются принять предлагаемое возмещение долгов от любого лица, какое бы отношение к непосредственному должнику оно ни имело, и при этом обязывают должника исполнить требования к указанному сроку.

Если возможности погасить кредит и обеспечить выполнение всех условий договора нет по вине самого кредитора (например, если кредитор не выдвинул свои требования в указанный срок или не предоставил необходимую информацию, такую как банковские реквизиты, сумму задолженности и пр.), денежные средства для возмещения вносятся на депозит нотариуса.

Меры, направленные на финансовое оздоровление должника

Финансовое здоровье и платежеспособность компании – залог надежности и стабильности ее работы, определяющий срок жизни компании или предпринимательской деятельности.

Восстановление платежеспособности должника – это основная цель процедур банкротства и возможного финансового планирования при назначении внешнего управления.

В течение десяти дней от момента назначенной судом даты ведения наблюдения за процедурой восстановления платежеспособности конкурсный управляющий обязан провести собрание среди участников и учредителей компании-должника с предложением внедрения мер, направленных на финансовое оздоровление банкрота.

В этом случае проводится ание относительно тех или иных действий с целью уменьшения расходов компании и увеличения прибыли должника.

Принимается решение о дополнительной эмиссии акций (выпуске акций в обращение или перепродажа их первым собственникам – физическим или юридическим лицам) и о возможной реорганизации производства.

Федеральным законодательством и уставом компании-должника предусматривается возможность вкладов со стороны участников и учредителей, позволяющая осуществить выпуск дополнительных обычных акций и распространение их по закрытой подписке.

Кроме того, учредители и участники компании-должника, принимающие участие в восстановлении платежеспособности, имеют право организовать погашение задолженности и полного выполнения обязательств должника по учрежденному графику либо предоставить средства на организацию своевременного удовлетворения требований кредиторов. Порядок предоставления средств и их размер предусматриваются соответствующим Федеральным законодательством.

Допустимые виды предоставления средств со стороны участников и учредителей:

  • ипотека или залог;
  • государственная гарантия;
  • банковская гарантия;
  • взятие на поруки;
  • прочие способы, которые не идут вразрез с законодательными нормами.

Кроме этого, внешний управляющий, назначенный арбитражным судом, либо юридическая компания, помогающая должнику в восстановлении платежеспособности, могут предложить ряд следующих мер для снижения расходов и повышения рентабельности:

  • смена производственной политики;
  • реорганизация кадров и активов компании;
  • инвентаризация и продажа части имущества должника;
  • взыскание дебиторских задолженностей;
  • закрытие нерентабельного производства;
  • продажа предприятия должника;
  • перенесение ответственности должника за возврат долгов на владельца его имущества;
  • размещение и перепродажа дополнительных акций;
  • увеличение капитала должника благодаря взносам третьих лиц, участников и учредителей.

Осуществление финансового планирования

Финансовое планирование – еще один важный этап восстановления платежеспособности и даже финансового оздоровления должника.

При этом арбитражный управляющий или юридическая компания, помогающая в выходе из банкротства, прежде всего анализируют финансовое состояние должника.

Такой финансовый анализ регламентируется специальными нормами и правилами, однако в зависимости от компетенции управляющего набор параметров для анализа может отличаться и быть более полным.

Финансовый управляющий, сочетая различные методы сбора данных и их анализа, составляет финансовый прогноз на ближайшее время и в частности на период финансового оздоровления.

В результате такого прогноза станет понятно, насколько велики шансы выхода должника из банкротства и восстановления платежеспособности (если это вообще возможно).

Чем грамотнее проведен анализ, тем более точным будет прогноз и тем четче будут вырисовываться способы выхода из положения. Возможно, будет достаточно всего лишь эмиссии акций или вклада со стороны учредителей.

Позитивным моментом при восстановлении платежеспособности должника юридической компанией можно считать то, что после проведения финансового анализа и составления плана восстановления платежеспособности юридическая компания может добиться моратория на удовлетворение требований кредиторов, то есть «замораживания» задолженности (в том числе налоговой) на срок от полутора до двух лет. За это время, как правило, компания-должник успевает разработать методы выхода из банкротства и успешно их внедрить. В результате на протяжении двух лет должник может и дальше эффективно вести хозяйственную деятельность без взысканий со стороны кредиторов и налоговых служб и как результат вывести свое финансовое благополучие на более высокий уровень.

Кроме того, при восстановлении платежеспособности с помощью третьих лиц зачастую такой способ имеет инвестиционный характер, поэтому продажа имущества должника, сокращение кадров или закрытие предприятий может не потребоваться, что является еще одним очевидным плюсом такого метода.

Источник: https://bankrotstvo-kompanii.ru/2017/11/11/%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B4/

Внешнее управление как процедура банкротства

Меры восстановления платежеспособности. Внешнее управление

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление.

Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами.

Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ).

Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально.

Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес.

Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д.

Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ).

Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица.

Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат.

117 № 127-ФЗ.

Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства.

Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Источник: https://www.zakonrf.info/content/articles/vneshnee-upravlenie/

Финансовое оздоровление как мера по восстановлению платежеспособности должника

Меры восстановления платежеспособности. Внешнее управление

Процедура финансового оздоровления (ФО) является одной из стадий процесса банкротства юрлица.

Она вводится судебным решением для реализации мероприятий по восстановлению состоятельности предприятия и выплаты его долгов по разработанному графику.

На время проведения ФО руководство фирмы не отстраняется от своей работы, но суд назначает управляющего, который контролирует деятельность организации.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится судебным решением после процесса наблюдения, в течение которого решается вопрос о целесообразности проведения оздоравливающих мероприятий и поиск финансовых источников санации предприятия. На этот момент должник ещё не получил статус банкрота, так как у него остаются шансы выйти из кризиса.

Чтобы ввести стадию санации, один из участников процесса направляет ходатайство первому заседанию заимодателей. Обращение должно иметь документальное обоснование целесообразности проведения ФО.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

  • график выплаты обязательств юрлица;
  • гарантия обеспечения;
  • план оздоровительных мероприятий.

Копии обращения инициатор направляет остальным участникам процесса.

В графике погашения обязательств срок начала выплаты долгов должен быть не позже одного месяца с момента введения ФО, а окончание выплат – не позднее 30 дней до конца процедуры. Все выплаты заимодателям необходимо осуществлять пропорционально в равных частях на протяжении всего периода.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

Процедура санации отличается от внешнего управления тем, что в процессе её проведения руководство предприятия не отстраняется от своей деятельности. Менеджмент может как раньше контролировать работу предприятия, но с некоторым ограничениями.

В процессе проведения ФО организация должна рассчитаться по своим долгам, в противном случае заимодатели инициируют введение следующей стадии банкротства.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовая санация в банкротстве не является обязательным этапом, она вводится только в том случае, если у юрлица существует шанс выхода из кризиса и возврата платёжеспособности путём финансового оздоровления. В успехе проведении санации заинтересованы все добросовестные участники процесса, поэтому обоснованно инициировать её может любой из них.

Все правила проведения оздоровления юрлица указаны в Законе «О банкротстве» N 127-ФЗ.

Порядок проведения

При получении ходатайства суд принимает решение о начале ФО, назначает ответственное лицо – управляющего. В своём определении суд указывает срок процедуры, порядок погашения обязательств, сведения о лицах которые обеспечивают юрлицо.

После внедрения ФО наступают следующие условия:

  • последующие претензии заимодателей, кроме текущих обязательств юрлица, принимаются только по установленному законом порядку;
  • прежде введённые меры по обеспечению претензий заимодателей отменяются;
  • по решению суда с имущества юрлица могут быть сняты аресты;
  • выплаты учредителям ограничиваются;
  • зачёт встречных требований вне утверждённого графика погашения обязательств приостанавливается;
  • прекращается начисление штрафов по неисполненным обязательствам.

После введения стадии санации все процессы на предприятии курирует управляющий, назначенный судьёй. Менеджмент компании продолжает свою деятельность, однако заключение сделок, которые ведут к увеличению задолженности или к уменьшению активов организации, не допускается. И также собственники фирмы не могут реорганизовывать её без согласия управленца.

Для проведения реабилитации компании инициатором должны быть представлены следующие документы: план ФО и график погашения задолженности.

Комплекс мер

Финансовая санация состоит из целой серии мероприятий, направленных на спасение компании. Все реализуемые меры по восстановлению платёжеспособности должника должны прежде всего способствовать выплате долгов юрлица.

К комплексу мер ФО относятся:

  • необходимая смена руководства;
  • инвентаризация имущества фирмы;
  • расчёты по дебиторской задолженности;
  • сокращение производственных расходов;
  • продажа филиалов и части имущества юрлица;
  • завершение работ по незаконченным объектам;
  • сокращение численности сотрудников;
  • распродажа устаревших товаров, ненужного оборудования фирмы, которые хранятся на складах;
  • усовершенствование технологий;
  • повышение квалификации сотрудников предприятия;
  • приобретение нового оснащения.

Основная ответственность за реализацию оздоровительных мероприятий ложится на менеджмент компании.

Если фирма не сможет выплачивать свои обязательства согласно утверждённому графику, управляющий обращается к третьим лицам, предоставившим обеспечение должника.

Цели финансового оздоровления

Главной целью проведения оздоровления является реабилитация платёжеспособности фирмы и выплата её долгов.

Процедура финансового оздоровления соответствует интересам всех участников. Заимодатели могут вернуть свои средства, а должник сможет стабилизовать свой бизнес. При положительном результате после ФО выгоду получает даже общество, так как устойчивости бизнеса способствует росту экономических показателей в стране.

План оздоровления предприятия

План ФО считается основополагающим документом процесса, в котором фиксируется механизм реабилитации юрлица.

Согласно законодательным нормам план ФО предприятия должен разрабатывать должник.

Документ представляет собой бизнес-план компании, который включает следующие пункты:

  • информация о компании:
  • данные о финансовом состоянии фирмы;
  • маркетинговые исследования;
  • меры для восстановления платёжеспособности должника;
  • производственный план и маркетинговая стратегия;
  • источники финансирования и внешние механизмы компании.

Контроль за исполнением плана выполняет административный управленец.

Условия введения

Процедура ФО внедряется только при условии предоставления заимодателям гарантии на обеспечение должника, которое должно составлять не меньше 20% от его обязательств. В качестве гарантии может выступать залоговое имущество, банковское поручительство или гос. удостоверение.

К отчётности о реализованных в течение ФО мерах всегда прилагаются бухгалтерские документы. Управляющий проводит анализ финансового положения юрлица и направляет заключение заимодателям, которые принимают решения по восстановлению компании.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура ФО проводится с участием следующих лиц:

  • должник;
  • заимодатели;
  • управляющий.

Ограничения применяемые к должнику

Несмотря на то что менеджмент компании сохраняет свои полномочия при введении ФО, по отношению к должнику применяются следующие ограничения:

  • руководство обязано придерживаться утверждённого плана мероприятий по реабилитации компании;
  • действия руководителей не должны нарушать права других участников процесса;
  • имущественные сделки, заключаемые менеджментом компании в период ФО, а также методы ФО, должны согласовываться с управляющим.

На какой срок вводится процедура

Срок финансового оздоровления при банкротстве составляет 2 года. За 30 дней до окончания процедуры юрлицо обязано предоставить управленцу следующие отчётные документы: баланс предприятия, отчёт по прибыли и убыткам, документы по обязательствам.

Если в течение стадии оздоровления должник не смог удовлетворить все требования заимодателей, их возмещает лицо, которое предоставило обеспечение в начале процесса. Таким образом, третье лицо принимает на себя непогашенные обязательства должника.

Окончание финансового оздоровления и его последствия

В зависимости от того какие будут последствия введения финансового оздоровления заимодатели могут составить жалобы и направить их в суд. После рассмотрения всех обращений и заключения управленца, судья выносит одно из следующих решений:

  • закрытие дела о банкротстве (при погашении задолженностей в полном объёме);
  • о введении внешнего управления (если существует возможность восстановления платёжеспособности компании);
  • о предоставлении должнику статуса банкрота и начале конкурсного производства, в процессе которого компания будет закрыта (если присутствуют все признаки несостоятельности).

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управленец избирается и назначается судом с момента введения ФО. После назначения он сразу приступает к выполнению своей миссии. Оплата услуг управленца ложится на плечи должника. На стадии оздоровления управляющий занимается контролем за исполнением плана реабилитационных мероприятий и деятельности юрлица.

За 10 дней до окончания процедуры управленец составляет заключение, которое вместе с отчётными документами передаёт в суд. Если по завершении процедуры должник не предоставил управленцу отчёт о проделанной работе, специалист выносит вопрос о дальнейших действиях на заседании заимодателей.

Как только заканчивается срок финансового оздоровления, управленец приостанавливает свою деятельность. Досрочное отстранение специалиста возможно из-за неисполнения им своих обязанностей либо по собственной инициативе.

Зарубежный опыт финансового оздоровления

Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.

Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.

Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.

На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.

Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.

Источник: bankrotof.net

Источник: https://zen.yandex.com/media/bankrotof_net/finansovoe-ozdorovlenie-kak-mera-po-vosstanovleniiu-platejesposobnosti-doljnika-5cee6a3f63dd9700af410cb4

Каковы меры по восстановлению платежеспособности должника?

Меры восстановления платежеспособности. Внешнее управление

Управление предприятием – это очень интересное, однако достаточно тяжелое и ответственное занятие. Оно под силу далеко не каждому. Знание своего дела наряду с личностными характеристиками, необходимыми для управления, являются залогом успеха.

Однако иногда ни компетентность руководителя, ни его сила воли не в силах спасти предприятие от банкротства. Внешние обстоятельства не всегда возможно победить. Сегодня в условиях глобального кризиса мировой экономики этот вопрос особенно актуален. Однако не стоит сразу ставить крест на своем бизнесе.

Иногда выход из кризиса вполне возможен. В зависимости от масштабов кризиса разрабатываются мероприятия по выведению его из состояния банкротства.

При легкой форме кризиса обычно предпринимаются действия по нормализации текущего положения предприятия, если масштабы кризиса велики, то включается механизм использования всех внутренних резервов стабилизации, в условиях же катастрофического положения обычно проводится санация, реорганизация или ликвидация предприятия.

Однако даже в таком положении стоит задуматься о возможном восстановлении платежеспособности.

Основами антикризисной политики предприятия являются разработка и реализация комплекса мер, направленных на восстановление платежеспособности организации и достижение уровня финансовой устойчивости.

Меры по восстановлению платежеспособности должника включают в себя комплекс действий, направленных на уменьшение расходов и убытков, а также на увеличение финансовых ресурсов.

Понятие банкротства предприятия

Закон использует понятия «банкротство» и «несостоятельность» как синонимы.

Этот термин трактуется, как неспособность должника удовлетворить требования своих кредиторов по финансовым обязательствам и по выплате обязательных платежей, объявленная должником или признанная арбитражным судом.

С точки зрения экономической теории понятие «несостоятельность» имеет смысловое сходство с термином «неплатежеспособность». Под неплатежеспособностью подразумевается утеря предприятием способности совершать своевременные выплаты задолженности по кредиту.

Длительное пребывание в состоянии неплатежеспособности, или несостоятельности, может привести к абсолютной неплатежеспособности, поэтому его дальнейшая деятельность признается нецелесообразной и невозможной.

При этом под невозможностью ведения деятельности подразумевается отсутствие шанса вернуть платежеспособность и финансовую состоятельность для ведения хозяйственной деятельности.

Под нецелесообразностью деятельности предприятия подразумевается отсутствие производственного и экономического потенциала, социально-экономического значения, конкурентоспособности и т. д.

Такое предприятие объявляется банкротом, ликвидируется, его активы продаются с целью удовлетворения требований кредиторов. Банкротство предприятия – это частный случай неплатежеспособности.

Меры по восстановлению платежеспособности

Досудебная санация – это метод восстановления платежеспособности предприятия по инициативе кредиторов, собственников или других заинтересованных лиц.Эта процедура представляет собой предоставление финансовой помощи предприятию-должнику для погашения обязательных платежей и финансовых обязательств и восстановления его платежеспособности.

Взамен финансовой помощи кредитор может возложить на должника дополнительные обязательства в свою пользу или в пользу третьих лиц.

Доверительное управление как метод выведения предприятия из состояния банкротства

Меры по восстановлению платежеспособности должника включают в себя такое понятие, как доверительное управление.

Согласно договору доверительного управления первая сторона (учредитель управления) передает свое имущество второй стороне (доверительному управляющему) в управление на определенный срок.

Доверительный управляющий при этом обязуется управлять этими активами в интересах учредителя управления или третьего лица, обозначенного учредителем управления, или выгодоприобретателем.

Внешнее управление активами предприятия вводится арбитражным судом в рамках процедуры банкротства тогда, когда есть шанс сохранения деятельности, оздоровления и восстановления платежеспособности должника.

Решение арбитражного суда о внедрении внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано участниками дела о банкротстве в вышестоящих судовых инстанциях. Внешнее управление устанавливается на срок 1 год с возможностью продления на 6 месяцев.

Решение о продлении срока утверждается на собрании кредиторов и передается в арбитражный суд. Предоставлять обоснование эффективности внешнего управления не требуется. Собрание кредиторов определяет кандидатуру внешнего управляющего.

Внешний управляющий проводит анализ финансового состояния и возможностей восстановления организации.

После внедрения внешнего управления на предприятии проводятся следующие мероприятия:

  • отстранение от должности руководителя предприятия-должника и возложение обязанностей по управлению делами на внешнего управляющего. Таким образом, внешний управляющий получает право уволить руководителя или переместить его на другую должность согласно порядку, установленному трудовым законодательством;
  • завершение полномочий органов управления предприятия (совет директоров, общее собрание участников, общее собрание акционеров, правление, и.т.д.) и владельца имущества должника – унитарного предприятия. Большую часть полномочий вышеупомянутых органов управления должника берет на себя внешний управляющий, а те полномочия, которые касаются согласования крупных сделок, в которых имеется заинтересованность, переходят к комитету кредиторов или собранию участников. В течение трех дней с даты назначения управляющего представители должника обязаны передать ему бухгалтерскую и другую документацию, материальные ценности, печати, штампы предприятия-должника. Органы управления должника уполномочены лишь принимать решения касательно избрания представителя учредителей для участия в собрании кредиторов, увеличения уставного капитала, определения порядка проведения общего собрания акционеров;
  • снятие мер по удовлетворению требований кредиторов; арест имущества предприятия-должника и другие ограничения распоряжения имуществом должника вводятся только в рамках процесса о банкротстве;
  • мораторий на удовлетворение требований – приостановление исполнения финансовых обязательств и выплаты обязательных платежей.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов – одно из преимуществ внешнего управления.

Он позволяет распоряжаться денежными средствами, предназначенными для уплаты долгов, в рамках проведения мероприятий по восстановлению платежеспособности должника в течение полутора лет.

Поэтому мораторием на долги часто пользуются недобросовестные руководители, объявляющие о фиктивном банкротстве предприятий.

Согласно закону, мораторий распространяется на обязательные платежи и финансовые обязательства, сроки выплаты которых наступили еще до внедрения внешнего управления. Во время моратория действуют такие ограничения:

  • приостанавливается действие исполнительных документов по взысканию имущества, других документов, за исключением исполнительных документов по судебным решениям, вступившим в силу до введения внешнего управления, решениям о выплате задолженности по зарплате, вознаграждений по авторским договорам, о возмещении морального вреда, вреда, причиненного здоровью или жизни, а также о выплате задолженности по текущим платежам;
  • не насчитываются неустойки, пени, штрафы и другие санкции за невыплату обязательных платежей и невыполнение денежных обязательств. Исключением являются обязательства, возникшие после признания должника банкротом.

Мораторий на выполнение кредитных обязательств не распространяется:

  • в случае их возникновения после принятия заявления о признании банкротства и внедрения внешнего управления;
  • на задолженность по заработной плате, по вознаграждениям по авторским договорам о возмещении морального вреда, вреда, причиненного здоровью или жизни.

План внешнего управления в восстановлении платежеспособности

В течение одного месяца с даты назначения внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и утверждает его на собрании кредиторов.

Не позднее чем за 15 дней до проведения собрания кредиторов внешний управляющий направляет план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий единую государственную политику в отрасли, которой принадлежит предприятие-должник. Федеральный орган передает в арбитражный суд заключение о плане внешнего управления и ходатайство о вступлении в действие процедур финансового оздоровления вместе с графиком погашения задолженности.

План внешнего управления содержит мероприятия по устранению банкротства, порядок и условия их реализации, перечень расходов должника и гарантии по срокам возобновления платежеспособности. План внешнего управления может предусматривать такие меры по восстановлению платежеспособности должника, как:

  • взыскание дебиторской задолженности;
  • продажа имущества должника;
  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельного производства;
  • уступка прав требования должника;
  • увеличение уставного капитала предприятия за счет взносов участников и третьих лиц;
  • увеличение уставного капитала путем размещение дополнительных акций должника;
  • замещение активов должника.

Не позднее чем через два месяца после внедрения внешнего управляющего, он инициирует собрание кредиторов, уведомив их об этом в письменном виде, для рассмотрения плана внешнего управления. При этом не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания он предоставляет возможность его участникам ознакомиться с этим планом.

Не позднее чем через пять дней после даты проведения собрания утвержденный план внешнего управления вместе с протоколом собрания кредиторов предоставляются в арбитражный суд.

Если план внешнего управления не был предоставлен суду в течение четырех месяцев с даты внедрения внешнего управления, арбитражный суд имеет право вынести решение о признании предприятия-должника банкротом.

Источник: https://1bankrot.ru/stadii/finansovoe-ozdorovlenie/mery-po-vosstanovleniyu-platezhesposobnosti-dolzhnika.html

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: