Кто открыл законы диалектической логики. Зарождение диалектической логики

Формальная и диалектическая логика

Кто открыл законы диалектической логики. Зарождение диалектической логики

Относительная самостоятельность логической формы, ее независимость от конкретного содержания мысли открывает благоприятную возможность для отвлечения от этого содержания, вычленения логической формы и ее специального анализа. Этим и определяется существование логики как науки. Этим же объясняется и наименование — «формальная логика».

Но это вовсе не означает, будто она проникнута духом формализма, оторвана от реальных процессов мышления и преувеличивает значение формы в ущерб содержанию. С этой точки зрения логика сходна с другими науками, исследующими формы чего-либо:

  • геометрией как наукой о пространственных формах и их отношениях,
  • морфологией растений и животных,
  • юридическими науками, исследующими формы государства и права.

Логика — такая же глубоко содержательная наука. А активность логической формы по отношению делает необходимым ее специальный логический анализ, раскрывает значение логики как науки.

Все изучаемые логикой формы мышления (понятие, суждение, умозаключение, доказательство, теория) имеют прежде всего то общее, что они

  1. лишены наглядности и
  2. неразрывно связаны с языком.

В то же время они качественно отличны друг от друга как по своим функциям, так и по структуре. Главное отличие их как структур мысли состоит в степени их сложности. Это разные структурные уровни мышления:

    • Понятие, будучи относительно самостоятельной формой мысли, входит составной частью в суждение.
    • Суждение, в свою очередь, будучи относительно самостоятельной формой, в то же время выступает составной частью умозаключения.
    • Умозаключение — составная часть доказательства, которое само входит звеном в теорию.

Таким образом, они представляют собой не рядом стоящие формы, а иерархию этих форм. И в этом отношении они подобны структурным уровням самой материи — элементарным частицам, атомам, молекулам, телам.

Сказанное вовсе не означает, что в реальном процессе мышления сначала образуются понятия, затем эти понятия, соединяясь, дают начало суждениям, а суждения, сочетаясь тем или иным способом, порождают затем умозаключения.

Сами понятия, будучи относительно наиболее простыми, формируются как результат сложной и длительной абстрагирующей работы мышления, в которой участвуют и суждения, и умозаключения, и доказательства. Суждения, в свою очередь, складываются из понятий.

Точно так же суждения входят в умозаключения, а результатом умозаключений выступают новые суждения. В этом проявляется глубокая диалектика процесса познания.

Диалектическая логика

Если и традиционная (аристотелевская) и символическая (математическая) логика — это качественно различные ступени в развитии одной и той же формальной логики, то диалектическая логика — другая важнейшая составная часть современной логики как науки о мышлении.

Диалектическая логика дает ориентиры  разумного  мышления,  обеспечивающие  развитие  познания, его движение к истине.

Диалектическая логика – это диалектика в действии, в ее применении к мышлению, познанию, практике. Она изучает способы мышления, обеспечивающие совпадение содержания знания с объектом, т.е. достижение объективной истины.

Отличие диалектической логики от формальной:

  • формальная логика, пользуясь методом формализации, исследует  формы  мышления в отвлечении от  его содержания и  исторического развития;
  • диалектическая  логика  исследует  именно  содержательную  сторону мышления в процессе его углубления в сущностные связи объекта; она формулирует свои результаты в виде принципов развития мышления и познания.

Обращаясь к истории, мы находим, что уже Аристотель поставил и попытался решить ряд фундаментальных проблем диалектической логики — проблему отражения реальных противоречий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи и понятия о ней и т.д. Элементы диалектической логики постепенно накапливались в трудах последующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона, Гоббса, Декарта, Лейбница. Однако как относительно самостоятельная логическая наука, качественно отличная от формальной логики своим подходом к мышлению, диалектическая логика стала оформляться лишь в конце XVIII — начале XIX в. И это также связано прежде всего с прогрессом наук. В их развитии все более четко обозначивался новый этап: из наук о сложившихся, «готовых» предметах они все более превращались в науки о процессах, о происхождении и развитии этих предметов, а также о той связи, которая объединяла их в одно великое целое.

Господствовавший до этого метафизический метод исследования и мышления, связанный с изолированным рассмотрением предметов и явлений действительности, вне их связи, изменения и развития, вступал во все более глубокое противоречие с достижениями наук.

Велением времени становился новый, более высокий, диалектический метод, основанный на принципах всеобщей связи, изменения и развития.

Этому способствовало также все более динамичное развитие общества, все рельефнее демонстрировавшее взаимосвязь и взаимодействие всех сторон общественной жизни, реальные противоречия между ними (вспомним в этой связи надвигавшуюся Великую французскую буржуазную революцию 1789 г.).

В таких условиях во весь рост вставал вопрос о закономерностях диалектического мышления. Первым, кто попытался сознательно ввести диалектику в логику, был немецкий философ И. Кант (1724-1804). Обозревая многовековую историю развития логики, начиная с Аристотеля, он прежде всего подвел итоги этого развития.

В отличие от некоторых своих предшественников Кант не отрицал ее достижений.

Наоборот, считал философ, логика добилась известных успехов, и этими успехами она обязана «определенности своих границ», а сами ее границы обусловлены тем, что она есть «наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления…».

Но в этом несомненном достоинстве логики Кант обнаружил и ее основной недостаток — ограниченные возможности как средства действительного познания и проверки его результатов.

Поэтому наряду с «общей логикой», которую Кант впервые в ее истории назвал также «формальной логикой» (и это название закрепилось за ней вплоть до настоящего времени), необходима специальная, или «трансцендентальная» логика (от лат. transcendens — выходящий за пределы чего-либо, в данном случае за пределы опыта).

Главную задачу этой логики он усматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форм мышления, как категории, т. е. предельно общие понятия. «Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий…». Они служат условием всякого опыта, поэтому якобы носят априорный, доопытный характер.

Таковы категории пространства и времени, количества и качества, причины и следствия, необходимости и случайности и другие диалектические категории, применение которых-де не подчиняется требованиям законов тождества и противоречия.

Кант впервые обнажил действительно противоречивый, глубоко диалектический характер человеческого мышления. В этой связи он стремился выработать соответствующие рекомендации ученым.

Заложив, таким образом, принципы новой логики, центральной проблемой которой становилась проблема диалектического противоречия, Кант, однако, не дал ее систематического изложения.

Он не раскрыл также ее действительного соотношения с формальной логикой, более того, попытался противопоставить одну другой.

Грандиозную попытку выработать целостную систему новой, диалектической логики предпринял другой немецкий философ — Г. Гегель (1770-1831).

В своем основополагающем труде «Наука логики» он прежде всего раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями и действительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительных высот.

Средством разрешения этого противоречия и стало создание им — правда, в своеобразной, религиозно-мистической форме — системы новой логики. В фокусе ее — диалектика мышления во всей его сложности и противоречивости. Гегель заново подверг исследованию природу мышления, его законы и формы.

В этой связи он пришел к выводу, что «диалектика составляет природу самого мышления, что в качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие». Свою задачу мыслитель видел в том, чтобы найти способ разрешения этих противоречий.

Гегель подверг жесточайшей критике прежнюю, обычную логику за ее связь с метафизическим методом познания. Но в этой своей критике зашел так далеко, что отверг ее принципы, основанные на законе тождества и законе противоречия. Извратив действительное соотношение формальной логики и логики диалектической, он тем самым нанес первой тяжелый удар, существенно затормозил ее последующее развитие.

Проблемы диалектической логики, ее соотношения с формальной нашли дальнейшую конкретизацию и развитие в трудах философов и ученых Германии К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895).

Используя богатейший мыслительный материал, накопленный философией, естественными и общественными науками, они создали качественно новую, диалектико-материалистическую систему, которая нашла воплощение в таких произведениях, как «Капитал» К. Маркса, «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы» Ф. Энгельса и др.

С этих общефилософских позиций Маркс и Энгельс и оценивали специальное «учение о мышлении и его законах» — логику и диалектику. Они не отрицали значения формальной логики, не считали ее «бессмыслицей», но подчеркивали ее исторический характер.

Так, Энгельс отмечал, что теоретическое мышление каждой эпохи — это исторический продукт, принимающий в различные времена очень различные формы и вместе с тем очень различное содержание. «Следовательно, наука о мышлении, как и всякая другая наука, есть историческая наука, наука об историческом развитии человеческого мышления».

Теория законов мышления, по Энгельсу, отнюдь не есть какая-то раз и навсегда установленная истина, как это связывает со словом «логика» обывательская мысль: «Сама формальная логика остается, начиная с Аристотеля и до наших дней, ареной ожесточенных споров».

Что касается диалектической логики, то уже Аристотель «исследовал существеннейшие формы диалектического мышления».

Говоря о новейшей немецкой философии, которая нашла свое завершение в Гегеле, Энгельс считал ее «величайшей заслугой» возвращение к диалектике как высшей форме мышления.

В то же время Маркс и Энгельс показали глубокое качественное отличие своей диалектики от гегелевской: гегелевская была идеалистической, а марксистская — материалистической, рассматривающей мышление, его формы и законы как отражение внешнего мира.

Раскрывая действительное соотношение между формальной и диалектической логикой, Энгельс показал, что они не исключают друг друга. Формальная логика необходима, но недостаточна. Поэтому необходима также диалектическая логика.

Возражая против того, чтобы считать формальную логику и тем более диалектику инструментом простого доказывания, он подчеркивал: «Даже формальная логика представляет собой прежде всего метод для отыскания новых результатов, для перехода от известного к неизвестному; и то же самое, только в гораздо более высоком смысле, представляет собой диалектика, которая к тому же, прорывая узкий горизонт формальной логики, содержит в себе зародыш более широкого мировоззрения». Энгельс сравнивал соотношение формальной и диалектической логики с соотношением элементарной и высшей математики — математики постоянных величин и математики переменных величин.

Становление диалектической логики как науки продолжалось в разных странах и в конце XIX в., а также на протяжении всего XX в.

В России разработку отдельных проблем диалектической логики, ее соотношения с логикой формальной осуществили Г. Плеханов (1856-1918) и В. Ленин (1870-1924).

Так, Плеханов, выступая против тех, кто отвергал диалектическую логику, следующим образом раскрывал ее соотношение с формальной логикой: «Как покой есть частный случай движения, так и мышление по правилам формальной логики (согласно «основным законам» мысли) есть частный случай диалектического мышления». Диалектика, считал он, «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения ».

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/formalnaya-i-dialekticheskaya-logika

Диалектическая логика и формальная логика

Кто открыл законы диалектической логики. Зарождение диалектической логики

Диалектическая логика

Законы диалектической логики – законы действительного мира, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, “самодвижении”.

a. Познание есть отражение человеком природы.

Но это не простое, не непосредственное, нецельноеотражение, а процесс ряда абстракций, формирования,образования понятий, законов, каковые понятия, законы еtс.

(мышление, наука = “логическая идея”) и охватывают условно,приблизительно универсальную закономерность вечнодвижущейся и развивающейся природы.Тут действительно, объективно три члена:

−       природа;

−       познание человека, мозг человека (как высший продукт той же природы);

−      форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории. Человек неможет охватить, отразить, отобразить природы всей, полностью, её”непосредственной цельности”, он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т.д. и т.п.

b. Логика есть учение о познании. Есть теория познания, Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех материальных, природных и духовных вещей, т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира;

c.   Всякая наука есть прикладная логика.

d.   В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным; Истина есть процесс.

e.   В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине… От субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику (и технику).

Диалектический метод, диалектическая логика обязывают не только не бояться противоречий в теоретическом определении объекта, но прямо и непосредственно требуют целенаправленно отыскивать и точно фиксировать эти противоречия. Но не для того, разумеется, чтобы нагромождать горы антиномий и парадоксов в теоретических определениях вещи, а для того, чтобы отыскать их рациональное разрешение.

Рациональное разрешение противоречий в теоретическом определении может состоять только в том, чтобы проследить тот способ, которым они разрешаются движением самой предметной, объективной реальности, движением и развитием мира вещей “в себе”.

В.И.Ленин

Элементы диалектики

1.     Объективность рассмотрения (не примеры, не отступления, а вещь сама в себе).

2.     Вся совокупность многоразличных отношений этой вещи к другим.

3.     Развитие этой вещи (явления), её собственное движение, её собственная жизнь.

4.     Внутренне противоречивые тенденции (и стороны) в этой вещи.

5.     Вещь (явление) как сумма и единство противоположностей.

6.     Борьба развертывание этих противоположностей, противоречивых стремлений.

7.     Соединение анализа и синтеза,— разборка отдельных частей и совокупность, суммирование этих частей вместе.

8.     Отношения каждой вещи (явления) не только многоразличны, но всеобщи, универсальны. Каждая вещь (явление, процесс) связаны с каждой.

9.    Не только единство противоположностей, но переходы каждого определения, качества, черты, стороны, свойства в каждое другое [в свою противоположность].

10.   Бесконечный процесс раскрытия новых сторон, отношений.

11.Бесконечный процесс углубления познания человеком вещи, явлений, процессов и т. д. от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности.

12. От сосуществования к каузальности и от одной формы связи и взаимозависимости к другой, более глубокой, более общей [causa – причина, причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития.

Возникновение любых объектов и систем и изменение их характеристик (свойств) во времени имеют свои определяющие основания в предшествующих состояниях материи.

Эти основания называются причинами (процесс – каузальным), а вызываемые ими изменения – следствиями (иногда – действиями)].

13. Повторение в высшей стадиии известных черт, свойств низшей и возврат якобы к старому (отрицание отрицания).

14. Борьба содержания с формой и обратно. Сбрасывание формы, переделка содержания.

15. Переход количества в качество.

В.И.Ленин

Формальная логика

Формальная логика не рассматривает явления, а рассматривает связь форм мышления (суждений, понятий) в ходе рассуждений.

Не занимаясь сегодня изучением действительного мира, формальная логика не нуждается в принципе абстрактного тождества.

Закон (принцип) тождества сегодня означает лишь то, что «каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении (и рассуждении — В. И.

Ленин) при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание»; как бы ни изменялся предмет, в правильном рассуждении какой-то термин должен обозначать один и тот же предмет.

Место формальной логики в истинных рассуждениях аналогично месту законов алгебры в высшей математике. Законы формальной логики — это не законы действительного мира (в отличие от законов диалектической логики), а законы правильных рассуждений.

Формально-логические законы

Закон тождества

Всякое понятие и суждение тождественно самому себе (нельзя в процессе рассуждения заменять какое-либо понятие другим понятием, любая подмена понятий недопустима).
Или: Всякое понятие в полемике (споре, диалоге) должно употребляться в одном и том же смысле (прим. моё).

Закон противоречия

Два противоположных суждения (в одно и то же время в одном и том же отношении – прим. мое) не могут быть одновременно истинными; по крайне мере одно из них необходимо ложно.

    Закон исключенного третьего

Два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно; другое – необходимо ложно; третье суждение исключено (Из двух противоречащих друг другу суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано).

Закон достаточного основания

Всякая истинная мысль имеет достаточное основание.
Или: всякое суждение должно быть обосновано (прим. мое)

С целью более полного понимания тезисов В. И. Ленина по диалектической логике предлагаю прочитать статью Василия Пихоровича “Философия марксизма” :

Часть 1,

Часть 2,

Часть 3.

———————————————

P|SФормальная логика представлена здесь лишь четырьмя логическими законами. Но ими, разумеется формальная логика, как наука о правильных формах мышления, не исчерпывается. Это всего лишь главные дидактические единицы логики – законы логического мышления.Чтобы их понять и научиться правильно применять в практической деятельности, необходимо досконально изучить формальную Логику, как науку. ?

|

itsitizenОригинал взят у ivan_ushenin в Русский крестьянин против советского колхозникаОригинал взят у burckina_faso в Русский крестьянин против советского колхозникаКто был эффективнее? Ответ на картинке

Как видно из картинки, в 1913 году в РИ на 15% горожан приходилось 85% селян.
В 1990 году в РСФСР на 73,5% горожан приходилось 26,5% селян.
Следовательно до революции 5,7 крестьян кормили одного горожанина, а в 1990 году один сельский житель кормил почти трех горожан (2,8).

.В реальных цифрах, на примере все той же пшеницы выходит такая картина:
Сбор пшеницы в 1913 году – 27 млн. тонн. Экспорт – 4 млн. тонн. Для потребления остается 23 млн. тонн на 175 млн. человек или 130 кг. в год на одного человека РИ.
Сбор пшеницы в 1990 году – 49,5 млн. тонн. Экспорта нет, но есть импорт, который еще более увеличивает эту цифру, но мне его считать лениво. В итоге для внутреннего потребления остается не менее 49,5 млн. тонн на 147 млн. человек или 337 кг. в год на одного человека РСФСР.Что касается темы про то, что СССР импортировал зерно, а РИ его экспортировала, следовательно СССР совершено не эффективен относительно РИ, то хочу сказать, что данный довод не имеет никакого отношения ни логике, ни к понятию эффективности/неэффективности*. Лучше задайте сами себе вопрос: а почему СССР производя зерна сам больше в разы, чем РИ и нынешняя РФ все же зерно импортировал? Если ответа не нашли, то я вам помогу ответить на него.Ответ кроется в слове “животноводство”.

Животноводство периода СССР потребляло 2/3 всех зерновых.

После того, как спустя 20 лет наше животноводство по части КРС сократилось в три раза, а по части МРС и свиноводства в два раза, потребность в зерне в стране резко упала и Россия может вновь экспортировать создавшийся избыток зерна, гордо считая, что она вновь кормит пол-Европы, скинув “проклятый совок”. Правда не забывайте при этом, что начав экспорт зерна, РФ не может теперь сама себя полностью обеспечить мясом. И не только мясом, но буквально всеми остальными продуктами питания, импортируя каждый год их на 40 млрд. долларов.

* – про эффективность/неэффективность есть хороший пример с США, которые являются крупнейшим производителем нефти в мире в тоже время явлются крупнейшим ее импортером. Можно ли исходя из этого сделать вывод, что США не эффективны, как страна?

.

       

Источник: https://itsitizen.livejournal.com/305914.html

Диалектика Гегеля кратко и понятно, с примерами

Кто открыл законы диалектической логики. Зарождение диалектической логики

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано.

В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент.

С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис – синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез».

Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е.

некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека.

Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость.

Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис.

Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига.

В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

1. Философия Франкфуртской школы: Эрих Фромм

2. Философия постмодернизма кратко и понятно

3. В чем сущность и смысл исторического процесса?

4. Топ-5 политиков, убитых за то, что хотели сделать этот мир лучше

5. Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/edstar/dialektika-gegelia-kratko-i-poniatno-s-primerami-5a678ea49b403c6678746753

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: