Коллективные субъекты финансового права. Индивидуальные субъекты финансового права

Финансовое право 2 Финансы система (стр. 9 из 27)

Коллективные субъекты финансового права. Индивидуальные субъекты финансового права
Схема №36. Классификация финансово-правовых норм по территориальному признакуСхема№37. Классификация финансово-правовых норм по

62

Схема №38. Классификация финансово-правовых норм по выполняемым в процессе правового

регулирования операциям

Конспект лекции 10

Субъекты финансового права

Субъект финансового права – это лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.

Финансовая правосубъектность лица – это совокупность его финансовой правоспособности, финансовой дееспособности и финансовой деликтоспособности.

Финансовая правоспособность – это способность иметь предусмотренные законом финансовые права и обязанности.

Финансовая дееспособность – это способность лица самостоятельно либо через своих законных представителей приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.

Финансовая деликтоспособность – это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.

Различия между правоспособностью и дееспособностью играют роль только применительно к физическим лицам, ко-

торые приобретают финансовую правоспособность с момента рождения, а финансовую дееспособность – лишь по достижении определенного возраста.

У остальных субъектов финансового права правоспособность и дееспособность возникают с момента их образования одновременно и в полном объеме.

Дееспособность и деликтоспособность взаимосвязаны настолько, что в большинстве случаев неотделимы друг от дру-

65

га. Существует лишь несколько случаев, когда деликтоспособность и дееспособность разделяются между двумя лицами.

Например: при реорганизации юридического лица его деликтоспособность переходит к правопреемнику.

Субъекты финансового права подразделяются на три группы {схема№40):

I. Общественно-территориальные образования.

II. Коллективные субъекты.

III. Индивидуальные субъекты.

I. В группу, объединяющую общественно-территориальные образования, входят {схема №41):

• Российская Федерация;

• субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения (Москва и СанктПетербург), автономная область, автономные округа;

• муниципальные образования;

• административно-территориальные единицы, входящие в состав муниципального образования;

административно-муниципальные образования особого режима (имеются в виду административно-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ. См. Закон РФ «О закрытом территориальноадминистративном образовании»).

Российская Федерация является субъектом финансового права в отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав;

права на установление федеральных налогов и сборов;

права на взимание и взыскание федеральных налогов и

сборов; прав в области государственного кредита;

• права денежной эмиссии.

Субъекты РФ являются субъектами финансового права в отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав;

права на установление региональных налогов и сборов;

66

• права на взимание и взыскание региональных налогов и сборов;

прав в области государственного кредита, конкретизи-

рованного как право на выпуск долговых обязательств, которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении:

• права формирования и исполнения местного бюджета;

• права установления местных налогов и сборов;

• права выпуска муниципальных займов;

• прав на получение финансовой помощи:

а) из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

б) субвенций и иных форм помощи, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта РФ.

II. Коллективные субъекты финансового права – это организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы

людей, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся (схема № 42):

1. Органы государственной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на:

1) представительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда осуществляют государственный финансовый контроль через свои комитеты и комиссии;

2) исполнительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда участвуют в составлении проектов бюджетов и в их исполнении. Исполнительные органы власти подразделяются на:

а) исполнительные органы власти общей компетенции: Правительство РФ и соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ;

б) исполнительные органы власти специальной компетенции:

• Минфин РФ и финансовые органы субъек-тов РФ;

67

• Федеральное казначейство;

• ГТК;

• Министерство по налогам и сборам;

3) Банк России является субъектом финансового права: когда выполняет свои обязанности с федераль-

ным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (ст. 23 Закона о Банке России);

когда 50% прибыли перечисляет в доход феде-

рального бюджета (ст. 26 Закона о Банке России);

когда получает из бюджета средства на обслу-

живание государственного внутреннего долга; когда осуществляет денежную эмиссию.

2. Уполномоченные кредитные организации, т.е. банки, получившие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», уполномоченные банки

являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены властными полномочиями, так как обладают правом валютного контроля своих клиен-

тов.

3.

Другие организации и юридические лица:

бюджетные учреждения;

• органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую

деятельность;

органы, регистрирующие физических лиц по мес-

ту жительства либо рождения и смерти; органы, регистрирующие недвижимое имущество,

являющееся объектом налогообложения;

органы опеки и попечительства, воспитательные и

лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;

органы, уполномоченные совершать нотариаль-

ные действия;

органы, выдающие лицензии, свидетельства и

иные подобные документы;

68

государственные и муниципальные унитарные

предприятия, казенные предприятия, остальные юридические лица.

Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

прав на получение бюджетных средств в порядке ассиг-

нований;

прав на получение бюджетных кредитов;

• обязанностей по уплате налогов и сборов; обязанностей налоговых агентов; обязанностей представлять в налоговые органы инфор-

мацию и т.д.

III. Индивидуальные субъекты финансового права (схема № 43) – это физические лица, выступающие как:

• граждане РФ;

• иностранные граждане и подданные;

• лица без гражданства; граждане, осуществляющие предприниматель-

скую деятельность без образования юридического

лица;

• должностные лица: сборщики налогов и (или) сборов; нотариусы государственных нотариальных контор, должностные лица органов исполни-

тельной власти и учреждений, уполномоченные взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

Схема № 40. Классификация субъектов финансового права

Конспект лекции 11

Финансовые правоотношения

Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств {схема№44).

Источник: https://smekni.com/a/243835-9/finansovoe-pravo-2-finansy-sistema-9/

Финансовое право. Шпаргалка | Страница 6 | Онлайн-библиотека

Коллективные субъекты финансового права. Индивидуальные субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях.

В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения:

– Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

– муниципальные образования;

– городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

– административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

– представительные и исполнительные органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));

– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);

– деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

13. Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.).

Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности.

Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

14. Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

6

Источник: https://litrus.net/book/read/169313?p=6

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: