Государственный долг. Формы долговых обязательств рф

Содержание
  1. Государственное долговое обязательство
  2. Виды государственных долговых обязательств
  3. Государственные ценные бумаги
  4. Нерыночные государственные долговые обязательства
  5. Сроки погашения государственных долговых обязательств
  6. Процентные ставки по государственным обязательствам
  7. Порядок учета государственных долгов
  8. Погашение государственных долговых обязательств
  9. Внешний и внутренний долг России
  10. Что это такое
  11. Актуальные показатели
  12. Внутренний долг
  13. Внешний долг
  14. Структура долга
  15. Показатели по годам
  16. Динамика
  17. Прогноз
  18. Государственный долг и его классификация
  19. Текущий и капитальный государственный долг
  20. Внешний и внутренний долг
  21. Виды и классификация государственного долга
  22. Государственный долг: понятие, классификация и управление им
  23. Классификация государственного долга
  24. Формы государственного долга
  25. Методы регулирования государственного долга
  26. Реструктуризация государственного долга
  27. Конверсия и новация
  28. Государственные долги
  29. Общие положения
  30. Что это такое?
  31. Виды
  32. Сущность внутреннего долга
  33. Принципы долговой политики РФ
  34. Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению
  35. Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике
  36. Управление государственным долгом и его обслуживание
  37. Международный опыт проведения долговой политики государства
  38. Государственный долг США
  39. Государственный долг РФ
  40. Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг
  41. Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг
  42. Что такое реструктуризация госдолга
  43. Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году
  44. Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Государственное долговое обязательство

Государственный долг. Формы долговых обязательств рф

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления.

Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита.

Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие.

Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров.

Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.

 Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

 Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат.

Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9230-gosudarstvennoe-dolgovoe-obyazatelstvo

Внешний и внутренний долг России

Государственный долг. Формы долговых обязательств рф

Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.

Что это такое

Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.

Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:

  • Оплатить определенные расходы.
  • Восполнить дефицитный бюджет.

Чаще всего финансовые средства берут у следующих:

  • МВФ – Международного валютного фонда.
  • У других государств.
  • У различных мировых организаций.

По своей структуре он может состоять из:

  • Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
  • Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
  • Долгосрочных – срок в этом случае превышает 5 летний период.

Важно отметить, все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%.

Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому в преобладающем большинстве случаев правительство вынуждено увеличивать проценты.

Такая ситуация действует несколько успокаивающе на кредиторов. Для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще большие суммы.

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП.

Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $.

Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд руб.
  • 1998 г. – 490 млрд руб.
  • 2003 г. – 679 млрдруб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.

Структура долга

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

Показатели по годам

Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.

Динамика

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.

Прогноз

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг.

Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину.

Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Источник: https://rosinfostat.ru/vneshnij-i-vnutrennij-dolg/

Государственный долг и его классификация

Государственный долг. Формы долговых обязательств рф

Государственный долг является суммой выпущенных, но не погашенных еще государственных займов, которые начисляются с процентами. Данная сумма должна выплачиваться вместе с процентами через определенный срок или к определенной дате.

Текущий и капитальный государственный долг

Капитальным государственным долгом называют всю сумму выпущенных и не погашенных государственных долговых обязательств, к которым относятся начисленные по ним проценты на определенную дату.

Текущим государственным долгом называют расходы по выплате кредиторам доходов по всем государственным долговым обязательствам, время которых наступило.

К общегосударственному долгу России относится федеральный долг (долги Правительства РФ), долг муниципальных образований и государственный долг субъектов страны.

Внешний и внутренний долг

В зависимости от вида валюты государственный долг подразделяется на внешний (выражается в иностранной валюте) и внутренний (выражается в валюте РФ).

Внешним долгом является долг иностранным государствам, лицам, организациям. Для страны он очень обременителен, так как необходимо отдавать товары, ценное сырье, оказывать определенные услуги для оплаты процентов и погашения долга.

Если по внешнему долгу платежи составляют в диапазоне 20 – 30% от деятельности внешнеэкономического направления, то страну относят в разряд должников, а привлекать новые займы для такого государства будет довольно затруднительно.

Внутренним долгом государства является долг своему населению. Сюда относятся долговые обязательства правительственных органов перед физическими, юридическими лицами.

Виды долговых обязательств государства:

  • Государственные займы, которые осуществлены посредством выпуска от имени Центрального банка или правительства ценных бумаг.
  • Полученные правительством кредиты.
  • Иные долговые обязательства, которые гарантированы Правительством РФ.

Виды и классификация государственного долга

Внешний и внутренний государственный долг являются наиболее значимыми позициями в классификации государственных долговых обязательств по источнику заимствования.

В России учет долговых обязательств в валюте иных стран осуществляется в составе внешнего долга. В рублевом эквиваленте долговые обязательства входят в состав внутреннего долга.

В настоящей классификации кроме валюты займа может учитываться и иной признак – категория кредиторов (нерезиденты или резиденты) и держатели государственных ценных бумаг.

В зависимости от периодичности погашения, обслуживания обязательств выделяется в составе государственного долга его капитальная и текущая составляющая.

Под капитальным государственным долгом понимаются все выпущенные и непогашенные долговые государственные обязательства, куда входят проценты, начисленные по данным обстоятельствам.

В текущий долг входят государственные долговые обязательства, срок погашения уже наступил по которым.

Пассивный и активный государственный долг – это такая характеристика долгов, которая зависит от их социально-экономического показателя и использования в виде инструментария экономической государственной политики.

К активной составляющей государственного долга относятся заимствования, которые размещаются для финансирования определенных социально-экономических программ, а также инвестиционных проектов, реализуемых на среднесрочный и долгосрочный период.

Под пассивным государственным долгом понимается получения займов для финансирования покрытия дефицита бюджета и текущих расходов.

Для характеристики общего положения долговой государственной зависимости определенное значение имеет понятие чистого долга государства – отрицательного или положительного значения, которое определяется при помощи вычитания из зарубежных активов и общего объема долговых обязательств суммы долгов иных стран перед этим государством. На практике зачастую применяется понятие «чистых заимствований» в виде разницы между получением и погашением долгов.

Если говорить про совокупный объем долговых обязательств и учитывать разный уровень управления ими, можно выделить понятие общегосударственного, государственного и муниципального долга. В общегосударственный долг входит задолженность не только России, но и ее субъектов с муниципальными образованиями.

Получается, что построить классификацию государственного долга можно с помощью нескольких детализированных уровней, что имеет существенное значения для полного и корректного учета долга государства и эффективного управления им.
Больше информации в сфере экономике: economista.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a96e372ad0f223b0cb55b84/gosudarstvennyi-dolg-i-ego-klassifikaciia-5aba91a6a936f4f8a53843e0

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Государственный долг. Формы долговых обязательств рф

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг.

У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством.

Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам.

Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Определение 1

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Замечание 1

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Определение 2

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились.

В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Опиши задание

Методы регулирования государственного долга

Определение 4

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства.

Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России.

Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

Определение 5

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения.

В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг.

Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам.

Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника.

Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Определение 6

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга.

Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки.

Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Определение 7

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа.

В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды.

В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров.

В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Определение 8

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Определение 9

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Определение 10

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/gosudarstvennyj-dolg/

Государственные долги

Государственный долг. Формы долговых обязательств рф

Государственные долги представляют собой результатзаимствований, необходимых для сокращения последствий дефицита бюджета. Чтопредставляет собой это понятие, которое считается ключевым, когда речь идет обэкономическом состоянии страны? В нижеследующей статье представлен детальныйобзор этого вопроса.

Общие положения

Государственный долг России – тема, требующая детальногоразбора. В этом контексте также важен вопрос о существующих видах обязательств,сущности внутреннего государственного долга РФ, принципах проводимой нашей странойполитики.

Что это такое?

Государственный долг – это сумма предшествующих расходов,превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулитсокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываютсявременные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояниянаселения снижается.

Виды

О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолгаидет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства.Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательствопредполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает осебе знать при превышении пятилетнего срока.

Поскольку краткосрочные обязательства берутся государствомпод высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самымобременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению исведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрениекредитора (страны, выступившей займодателем).

Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формамиили видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнегохарактера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму невходит.

Сущность внутреннего долга

Под сущностью внутреннего долга государства следует пониматьвсю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала отнаселения в бюджет и обратно определяет указанные отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики в России причинойвозникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора– прежде всего, военного.

Повышение уровня безопасности способствовало ростуразмера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действиеприводились и другие секторы экономики, например, связанные с научнымиразработками.

Изменение политики государственных расходов повлекло за собойобразование рынка кредитного финансирования.

Суммируя, можно отметить, что государство имеетобязательства перед:

  1. предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет,исполнение госзаказов, реализация программ);
  2. лицами, делающими вклады в банках.

К госдолгу также относятся государственные облигации ивекселя.

«Сущностная особенность внутреннего государственного долга – задолженности стран-партнеров не влияют на его погашение. Исполняться обязательства должны независимо от возврата денежных средств».

Принципы долговой политики РФ

Политика, направленная на решение вопросов, связанных свнутренним государственным долгом страны, демонстрирует определенные принципы.Дает о себе знать необходимость:

  • развития рынка ценных бумаг;
  • привлечения новых инвесторов;
  • увеличения оборота облигаций;
  • уменьшения расхода бюджета;
  • недопущения роста ставок по облигациям;
  • структурного изменения внутренней задолженности.

Не подлежит сомнению тот факт, что долговые обязательствавлияют на сегодняшнее положение вещей на валютном рынке. В России установленпредельный срок, в рамках которого необходимо выполнить долговое обязательство.Он равен 30 годам.

Влияние государственного долга на экономику страны и меры по его погашению

Если государственный внутренний долг непрерывно растет,внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими.

Сокращениефинансирования определенных секторов экономики провоцирует протестныенастроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнегопрошлого – ситуация в Греции.

Самым серьезным последствием экономическогокризиса становится государственный переворот.

Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающейнеобходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторыотказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливаетсясвет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга.

Когда речь заходит о государственном внутреннем долгеРоссийской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка.

Именно ониспользует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя наэкономические показатели страны и уровень ВВП.

Когда валовый продукт растетбыстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных иможет претендовать на получение очередного займа.

Долгие годы существования рыночной экономики позволилистранам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующихсокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:

  • оплата задолженностей за счет использованияограниченного золотовалютного резерва;
  • получение отсрочки (пролонгация долга) илиобъединение долгов в один на более выгодных условиях;
  • уменьшение ставки по облигациям и векселям(конверсия);
  • реструктуризация долга;
  • аннулирование по инициативе должника (редкийслучай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов»).

«Увеличение госдолга также связано с усиленным инвестированием средств на реализацию военных программ, с возрастанием безработицы».

Состав внутренней задолженности государства в рыночной экономике

Задолженности по кредитам (в том числе бюджетным), по выпущеннымоблигациям, ваучерам и векселям, а также обязательства, возникающие в связи сгосударственными гарантиями включаются в структуру государственного долга.

На указанные выше составляющие в объеме внутреннегогосударственного долга ежегодно накладывается ограничение в полном соответствиис Бюджетным кодексом РФ. На практике возникают ситуации с превышениемустановленного лимита.

Управление государственным долгом и его обслуживание

Систему мероприятий, основная цель которых состоит вустановлении порядка, выплате доходов, погашении займов, выставлении долговогообязательства, называют управлением государственным долгом.

Эту задачу берет насебя правительство страны или уполномоченное Министерство финансов. Если речьидет об управлении муниципальным долгом, роль управленца берет на себя местнаяадминистрация.

В последнем случае в качестве регулирующего документа выступаетустав муниципалитета.

Бюджетное законодательство нашей страны четко прописываетнеобходимость использования методов управления. Речь идет о реструктуризации,новации, конверсии и других методах (о них уже говорилось в предыдущем пункте).

Под обслуживанием государственного и муниципального долга понимаетсяпроведение финансовых операций, направленных на выплату доходов (процентов) поимеющимся обязательствам. Отвечает за обслуживание Банк России.

К обслуживаниютакже стоит причислить особый вид деятельности Минфина страны, касающийсяфиксации (регистрация в книгах долгов) всех государственных заимствований.

Аналогичная деятельность осуществляется и в субъектах страны – долговые книгиведутся усилиями муниципальных образований.

Международный опыт проведения долговой политики государства

Изучение опыта ведения долговой политики странами ближнего идальнего зарубежья способствует разработке собственных вариантов решениявнутренних и внешних финансовых проблем. Это один из самых приемлемых путейдальнейшего развития. Поскольку Россия имеет значительный внутреннийгосударственный долг, вопрос о том, как найти приемлемый выход из сложившейсяситуации, представляется актуальным.

В некоторых скандинавских странах практикуется особаяполитика ведения долгового портфеля, напоминающая работу с портфелем ценныхбумаг. Преследуемая цель – снижение рисков и затрат на обслуживание долга.Разработанная базовая модель приводит к успеху. Например, используя примернотакую же схему, Новая Зеландия в период с 1994 по 2000 год смогла полностьюпогасить внешний долг.

Великобритания демонстрирует пример того, как нужно грамотноизбегать перспективы долгосрочных расходов на поддержание трат Правительства.Выкуп долговых обязательств – решение американского правительства в направленииминимизации последствий гигантского долга.

Однозначного решения для конкретной экономики не почерпнутьиз мирового опыта. Самый оптимальный вариант здесь – разнообразить методыреструктуризации долга, поскольку только на этом пути можно снизить нагрузку навнутренний рынок, а также обрести перспективу получения новых кредитов (кпримеру, в Международном банке реконструкции и развития).

Государственный долг США

В мировом масштабе США являются обладателями самоговнушительного долга. В январе 2019 года цифра почти достигла отметки в 22триллиона долларов.

Однако по отношению к ВВП страны штаты занимают далеко непервую строчку.

В послевоенное время в прошлом веке стране удалось добитьсязначительного экономического прироста и значительно сократить показательсоотношения долговых обязательств к валовому продукту.

В 2011 году в связи с необходимостью увеличения лимита госдолгастрана оказалась на грани технического дефолта.

В 2017 году уже при ДональдеТрампе было принято решение о неограниченных федеральных займах.

Пока доход,идущий от организаций за счет налога, позволяет обслуживать имеющийся долг, нопри увеличении ставки по облигациям затраты могут возрасти до половинысобранной за счет налогообложения суммы.

Внутри общего долга доля внутригосударственных обязательствсоставляет порядка 6 триллионов. По данным 2018 года крупнейшими кредиторамиСША являются Китай и Япония. Еще в 1989 году в Нью-Йорке был размещен публичныйсчетчик, впоследствии демонтированный. Обновленная версия есть в городе до сихпор.

Государственный долг РФ

Долги союзных республик после событий 1991 года отошлиРоссии. Через семь лет наступил кризис и внешний долг РФ достиг пиковой точки,составив 188 миллиардов долларов. К 2006 году удалось погасить часть долгов покредитам на общую сумму 22,5 миллиарда долларов.

Экономический кризис, грянувший в 2008 году, привел к тому,что доля зарубежных заимствований значительно сократилась. Впоследствииполучение иностранных кредитов продолжилось. Очередной максимум задолженностибыл достигнут в 2014 году, сумма превысила 700 миллиардов долларов.

Украинские события привели к запрету на предоставлениезападных кредитов резидентам, размер обязательства стал сокращаться. Итогомстал валютный кризис и обрушение курса рубля.

Благодаря работе пресс-центра Минфина открытые данные обобязательствах страны доступны каждому гражданину. По отношению к ВВП страныобъем задолженности находится в пределах 10%. Благодаря резервам удалосьдостичь полного покрытия имеющегося долга, о чем сообщил президент страны В.В.Путин в своем обращении к Федеральному собранию в феврале 2019 года.

Если вы не нашли ответ на свой вопрос или остались недопонимания, обратитесь за бесплатной консультацией к юристу в чате на нашем сайте

Источник: https://wdia.ru/bankrotstvo/informatsiya/gosudarstvennye-dolgi

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Государственный долг. Формы долговых обязательств рф

Государственный долг – это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг – это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать – выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно – в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг – это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).

    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.

    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.

    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства – это обязательства по выпущенным облигациям.

    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета – к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.

  • Внешний долг – это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг – долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.

    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.

    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.

    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга – это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России – это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг – до 110 млрд долларов – составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год – он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг – 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер – позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России – это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги.

Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act – DASKA).

В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски – вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга – рублевых облигаций федерального займа – санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах – евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах – и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки – их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Источник: https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: