Беженцы и вынужденные переселенцы как субъекты административного права. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Содержание
  1. Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  2. Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  3. Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  4. Как продлить административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, какие понадобятся документы
  5. О правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев в россии
  6. Обзор причин переселения
  7. Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации
  8. Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца
  9. Процедура получения свидетельства пошагово
  10. Куда обращаться для получения статуса беженца или вынужденного переселенца
  11. Инструкция по получению статуса
  12. Документы для получения свидетельства
  13. Особенности процедуры оформления заявки
  14. Сколько нужно заплатить за получение статуса
  15. Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца
  16. Основание и документы для продления статуса
  17. Возможные проблемы переселенцев
  18. Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца
  19. Причины утраты статуса переселенца
  20. Последствия лишения статуса
  21. Беженцы и вынужденные переселенцы:
  22. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев: оформление заявления
  23. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  24. Нормативная база
  25. Основания для признания
  26. Отличия беженцев от переселенцев
  27. Права и обязанности мигрантов
  28. Сроки действия
  29. Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев
  30. Пособия и льготы
  31. Помощь с местом проживания
  32. Помощь с трудоустройством
  33. Проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты
  34. Основания для утраты статуса
  35. Беженцы и вынужденные переселенцы: сходство и различия в статусах, права. Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах
  36. Вынужденный переселенец и беженец – в чем разница?
  37. Статус вынужденного переселенца
  38. Кто имеет право получить вид на жительство?
  39. Критерии разграничения статусов
  40. Права беженцев
  41. Права переселенцев
  42. Обязанности переселенцев и беженцев
  43. Процедура оформления
  44. Рассмотрение ходатайства
  45. Органы
  46. Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы и вынужденные переселенцы как субъекты административного права. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы являются иностранными гражданами, а вынужденные переселенцы имеют российское гражданство, а в остальном их положение схоже – и те, и другие сменили место пребывания по причине какой-либо реальной угрозы, враждебного к ним отношения.

Если им присваивается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, Правительство РФ позволяет пользоваться рядом привилегий и льгот.

Из данной статьи вы узнаете, в чем разница между статусом беженца и вынужденного переселенца, какими правами обладают переселенцы, как долго статусы являются действительными, почему могут отказать в присвоении статуса, и по каким причинам статус переселенца можно утратить.

Важно! Вынужденные переселенцы имеют законное право на оформление целевого займа на покупку жилого помещения или строительство индивидуального дома – ссуда предоставляется на долгосрочной основе и без взимания процентов.

Под административно-правовым положением понимается система прав и обязанностей, гарантий и свобод, которыми наделяет беженцев и вынужденных переселенцев Правительство РФ, причем переселенцы пользуются более широким перечнем прав благодаря наличию гражданства РФ.

Если гражданин подаст ходатайство о присвоении ему статуса переселенца, и оно будет зарегистрировано и принято к рассмотрению по существу экспертами ГУВМ МВД, согласно российскому законодательству человек получит следующие права, положенные ему в связи со статусом вынужденного переселенца:

  • право на бесплатное получение медицинской помощи и медикаментов в поликлиниках и социальных аптечных пунктах;
  • право на размещение в центре временного проживания, бесплатное пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства, получение питания;
  • право на возмещение затрат на проезд от отделения ГУВМ МВД до центра временного размещения (если переселенец является малообеспеченным – в противном случае, власти только оказывают содействие в перевозке багажа и обеспечении возможности проезда);
  • право на единовременную материальную поддержку (не менее 100 рублей).

Переселенцы на протяжении 3 месяцев с даты подтверждения нового статуса имеют право на:

  • выбор места жительства (перечень будет предложен сотрудниками ГУВМ МВД);
  • получение гражданства РФ на льготных условиях.

Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:

  • постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
  • помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
  • стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
  • безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.

Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:

  • на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
  • на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
  • на трудоустройство по найму;
  • участие в общественной деятельности.

Как долго действует административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Важно! Несмотря на то, что процедура присвоения статуса беженца и вынужденного переселенца мало чем отличается, срок действия статуса для обоих категорий лиц различен.

Статус вынужденного переселенца или беженца не присваивается пожизненно – он имеет ограниченный срок действия:

  1. Статус беженца является действительным на протяжении всего периода проживания человека на территории России, если тот не нарушает законов, и если не имеется причин для лишения его этого статуса. Беженец сдает национальное удостоверение личности, а удостоверение беженца становится его “паспортом” в России, пока он сам не решит покинуть территорию страны.
  2. Статус вынужденного переселенца действителен 5 лет. Однако, если у гражданина имеются веские основания для продления статуса, его можно продлевать каждый год.

Как продлить административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, какие понадобятся документы

Поскольку действующее законодательство не устанавливает срока действия статуса беженца в случае, если его обладатель не нарушает законов, то и продлять его незачем. Однако, зачастую в органах ГУВМ МВД говорят о необходимости обращения за продлением статуса каждые 3 года.

Что касается вынужденных переселенцев, основанием для продления статуса является отсутствие во владении жилого помещения, включая ситуацию, когда власти отказывают в выдаче субсидии или ссуды. Чтобы заняться продлением статуса, нужно подготовить документы:

  • 2 экземпляра заявления о продлении статуса;
  • удостоверение личности (паспорт);
  • оригинал удостоверения вынужденного переселенца.

Источник: https://migranty.info/status-bezhencev-i-pereselencev/

О правовом статусе беженцев и вынужденных переселенцев в россии

Беженцы и вынужденные переселенцы как субъекты административного права. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Определение беженцев и вынужденных переселенцев различается только в отношении субъекта: первые, в отличие от вторых, не являются гражданами Российской Федерации (РФ).

Причины, по которым состоялось перемещение объекта на иную территорию, одинаковы – это либо опасение, риск подвергнуться враждебным кампаниям либо уже совершенное в отношении личности преступное действие.

Официально присвоенный перемещенным лицам правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев позволяет получить некоторые выгоды согласно Федеральным законам (ФЗ) 4528-І и 4530-І.

Обзор причин переселения

Причинами переселения людей – перемещения их с одного места жительства на другое – могут быть реальные риски подвергнуться притеснению по социальным признакам:

  • расовой либо национальной принадлежности;
  • вероисповеданию;
  • языку;
  • политическим убеждениям;
  • принадлежности к определенной социальной группе.

Миграционный процесс, как массовое явление, подлежащее статистическому учету, кроме социальных и политических, может быть вызван причинами природного, экономического, военного либо иного характера.

Ознакомьтесь подробнее с особенностями процесса переселение.

В отношении мигрантов тщательно разработана нормативно-правовая база – как в международном, так и в российском законодательстве.

Права лиц, получивших статус переселенца в Российской Федерации

После того как перемещенное лицо оформит ходатайство на получение статуса вынужденного переселенца, а органы Главного управления по вопросам миграции (ГУВМ) МВД РФ его зарегистрируют, ему по закону предоставляются определенные права.

Что дает статус вынужденного переселенца:

  1. Право получить единоразовое денежное пособие; размер его определяет Правительство РФ, но сумма не должна быть меньше ста рублей.
  2. Получить направление на проживание в центре для вынужденных переселенцев, если перемещенному лицу негде жить.
  3. Право получить компенсацию проезда от места регистрации ходатайства до места временного проживания. Условие справедливо для малоимущих семей или лиц, иным переселенцам государство только содействует в обеспечении проезда или провоза багажа.
  4. Право жить в центре временного проживания, получать питание, пользоваться коммунальными услугами.
  5. Право получать медпомощь и лекарственные препараты в медицинских учреждениях.

Конституционное право России рассматривает вынужденного переселенца как гражданина РФ (либо иностранца или лицо без гражданства, но проживающего на законных основаниях в России), вынужденного покинуть место своего жительства и прибыть на иную территориальную единицу Федерации. Определение «беженец» можно применить к лицу, прибывшему на территорию России из другой страны и не являющемуся гражданином РФ.

Основы конституционно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ, то есть совокупность прав и обязанностей этих лиц сходны. В течение трех месяцев после подтверждения своего положения переселенцы имеют право:

  • выбрать место для постоянного места жительства из числа предложенных ГУВМ МВД;
  • приобрести российское гражданство на льготных условиях;
  • рассчитывать на всестороннюю помощь со стороны органов власти.

Вынужденные переселенцы также могут потребовать ссуду на строительство или приобретение жилья в РФ, причем государство должно предоставить долговременный и беспроцентный заем.

Административно-правовое положение беженцев, вынужденных переселенцев и перемещенных лиц в Российской Федерации – это система прав и обязанностей, свобод и гарантий, которые предоставляются вышеперечисленным объектам российским государством.

Важными элементами административно-правового статуса этой категории населения РФ являются гражданство, право- и дееспособность.

Причем согласно административно-правовому статусу беженцев и вынужденных переселенцев последние имеют более широкие правоспособности.

Читайте больше подробностей о статусе вынужденных переселенцев.

Отличия статуса беженца от статуса вынужденного переселенца

Несмотря на то что порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их обязанности и права сходны, отличия все же существуют.

Официально зарегистрированным беженцам предоставлены основные права российских граждан:

  • принимать участие в общественной деятельности;
  • работать по найму;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность без специального разрешения;
  • получать соцобеспечение и защиту (для льготных категорий).

Недвижимостью беженцы могут владеть только на тех условиях, что и другие иностранцы: повышенное налогообложение, запрет на приобретение жилья в определенных районах, перечень которых содержится в постановлении Правительства РФ № 508 от 05.07.01.

На беженцев не распространяются следующие преимущества вынужденных переселенцев:

  • выделение безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья;
  • стипендии при обучении профессии либо переобучении;
  • содействие при переводе детей в российские вузы;
  • включение в списки на получение жилплощади.

При подтверждении статуса беженца или переселенца компетентный орган выдает свидетельство, по истечении срока действия которого нужно покинуть страну либо продлевать действие документа.

Процедура получения свидетельства пошагово

Получение статуса переселенца в России возможно только на территории государства, тогда как беженец может получить правовой статус даже до пересечения границы РФ. Для этого уполномоченным представителем будущего беженца подается письменное ходатайство, заполненное по форме и исключительно на русском языке.

Куда обращаться для получения статуса беженца или вынужденного переселенца

Для получения свидетельства о статусе беженца или переселенца необходимо обратиться в территориальный орган ГУВМ МВД России.

Сделать это можно в ближайшем для прибывшего лица городе Федерации, где создано отделение службы по вопросам миграции – это столицы республик в составе РФ, краевые и областные центры, некоторые районные центры и крупные города, в которые прибывает большое количество мигрантов.

У беженцев есть дополнительная возможность подать ходатайство в:

  • дипломатическое представительство или консульское учреждение, если лицо пока находится за пределами России;
  • пограничный орган ФСБ – при законном либо вынужденном пересечении границы РФ.

Инструкция по получению статуса

Пошаговая инструкция, как получить статус вынужденного переселенца:

  • Подать в территориальный орган ГУВМ ходатайство на бланке, который можно заранее скачать с сайта управления.
  • В ходатайстве обосновать необходимость получения статуса.
  • Подписать бланк.

В течение 3 месяцев со дня подачи ходатайства должно быть вынесено решение о присвоении гражданину РФ статуса вынужденного переселенца.

Документы для получения свидетельства

Отличия процедуры получения правового статуса для беженцев и вынужденных переселенцев еще и в том, что в первом случае принимается только письменное ходатайство, а во втором возможна подача электронного документа.

Лицо, претендующее на статус вынужденного переселенца, должно приложить к ходатайству такие документы:

К пакету документов прилагают 2 фото заявителя и по 2 фото каждого члена семьи, достигших 18 лет.

Приглашение для получения статуса переселенца потребуется только для желающих участвовать в Программе РФ по содействию переселению соотечественников, проживающих за рубежом (Указ Президента России от 22.06.06).

Что касается вынужденных перемещенных лиц, им, кроме заполненного ходатайства, понадобятся и другие документы, но приглашение от гражданина РФ в их число не входит.

Претендующий на статус беженца подает только ходатайство.

Особенности процедуры оформления заявки

Заявка или ходатайство, которое заполняет перемещенное лицо, состоит из 23 пунктов. При его заполнении нужно детально описать все причины, по которым заявитель вынужден был покинуть постоянное место жительства. При наличии документов, подтверждающих эти причины, их ксерокопии также прилагаются.

При принятии решения экспертная комиссия рассматривает и проверяет анкетные данные перемещенного лица, при необходимости проводит индивидуальные собеседования или проверки для подтверждения предоставленной информации.

Сколько нужно заплатить за получение статуса

За оформление ходатайства для получения статуса беженца или вынужденного переселенца в РФ госпошлина не предусмотрен. Процедуры подачи ходатайства,продления удостоверения, обжалования в случае отказа полностью бесплатны. Единственное, на что, может быть, придется потратиться – распечатка бланка заявки.

Срок действия статуса беженца и вынужденного переселенца

Для беженцев и переселенцев различается срок действия подтвержденного правового статуса:

  • вынужденным переселенцам статус выдается сроком на 5 лет, в дальнейшем при необходимости документ продлевается ежегодно, если для этого есть основания;
  • для беженцев срок действия статуса Законом не утвержден, сказано лишь, что удостоверение подтверждает личность субъекта и действует на всей территории РФ.

Основание и документы для продления статуса

Основаниями для продления статуса вынужденного переселенца, как указывают изменения к Закону (ФЗ-467 от 30.12.15), является отсутствие собственного жилья у заявителя, обусловленное различными причинами, в частности, непредоставлением соцвыплат, помощи, ссуды или субсидии от государства. Для продления статуса в орган ГУВМ нужно принести:

  • 2 заявления – о просьбе продления и согласии на обработку персональных данных;
  • паспорт или другой удостоверяющий личность документ;
  • само удостоверение переселенца.

В случае с беженцами, информация довольно противоречива: часто указывают срок действия свидетельства – 3 года, с возможностью ежегодного либо единоразового его продления. Закон же четко не прописывает длительность действия и возможности продления документа, конкретно указывая лишь пункты, при которых статус беженца может быть утрачен.

Возможные проблемы переселенцев

У тех, кто получает статус вынужденного переселенца, нередки трудности как правового, так и бытового характера. Перемещенные лица сталкиваются с отказом в предоставлении или продлении им правового статуса, однако даже при получении удостоверения переселенца, сложности не заканчиваются.

Часто даже предусмотренные Законом правовые акты не подкрепляются материально. При этом, сталкиваясь еще и с бюрократией, негативным отношением окружающих, переселенцы ощущают себя ненужными, бесполезными, уязвимыми. Такое состояние лишь приумножает и без того пессимистичный настрой мигрантов.

Основания для отказа в получении статуса беженца или переселенца

Причины, по которым претендующему на статус беженца или вынужденного переселенца может быть отказано в получении удостоверения, прописаны в федерально законе.

Среди оснований для отказа в получении статуса можно отметить следующие:

  • лицо проходит обвиняемым по уголовному делу в РФ;
  • лицо является гражданином иной страны, кроме той, где преследуется;
  • экономические причины, голод, эпидемии, природные или антропогенные ЧС;
  • наличие причин (например, официальный брак), позволяющих получить разрешение на ПМЖ в РФ;
  • предъявление фальшивых документов, предоставление ложных сведений;
  • если лицо не обратилось в ГУВМ с ходатайством в течение года с момента переезда или месяца после получения гражданства на основании статуса беженца (для вынужденных переселенцев) или в течение суток после пересечения границы (для беженцев).

Причины утраты статуса переселенца

Даже после получения статуса переселенца есть вероятность его утраты. К таким случаям относят:

  • прекращение российского гражданства;
  • выезд на ПМЖ на территорию другого государства;
  • истечение срока действия статуса без продления;
  • отсутствует или переклеена фотография;
  • есть исправления в удостоверении или не предусмотренные законодательством записи.

При утере документа, удостоверяющего статус вынужденного переселенца, нужно сообщить об этом в подразделение ГУВМ и написать заявление на выдачу нового.

Последствия лишения статуса

Если лишение статуса произошло из-за сообщения мигрантом ложных сведений, предъявления ненастоящих документов, он должен возместить средства, предоставленные ему государством.

Основание, связанное с истечением срока действия документа, сохраняет право бывшего переселенца на получение возмещения за утраченное им имущество.

В любом случае лицо, утратившее статус переселенца освобождает предоставленное ему временное жилье, а в некоторых случаях может подать обжалование на вынесенное решение.

Беженцы и вынужденные переселенцы:

Источник: https://immigrationtorussia.com/dlya-migrantov/bezhentsy/o-pravovom-statyse-bejencev-i-vynyjdennyh-pereselencev-v-rossii

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев: оформление заявления

Беженцы и вынужденные переселенцы как субъекты административного права. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы и вынужденные переселенцы — близкие, но отнюдь не тождественные понятия в отечественном миграционном праве. В российской публицистике эти понятия часто смешиваются, хотя с юридической точки зрения они строго разграничены.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Правовое положение этих двух категорий мигрантов отличны в условиях и сроках предоставления, перечне прав, получаемых мигрантом, а также причиной лишения статуса.

Беженцы — лица, покинувшие страну в результате преследования по тем или иным причинам и не желающие возвращаться на родину. Вынужденные переселенцы покидают один из регионов страны и перемещающиеся в другой из-за преследований или совершенного над ними насилия.Удостоверение вынужденного переселенца

Нормативная база

Правовые статусы обеих категорий регулируются следующими законодательными актами:

Также защита прав политических беженцев гарантируется ст. 63 Конституции РФ, действующей на основе Женевской конвенции ООН. Вопросы, касающиеся предоставления социального жилья данным группам мигрантов, регулируются ст. 108 ЖК РФ.

Основания для признания

По причинам предоставления эти понятия максимально близки: и беженцами, и вынужденными переселенцами признаются лица, покинувшие свои дома из-за угрозы жизни и здоровью по причинам расовой, этнической, политической принадлежности либо по мотивам религиозной или социальной вражды.

Беженцами или вынужденными переселенцами не считаются люди, покинувшие свои жилища из-за:

  • Техногенных катастроф;
  • Стихийных бедствий;
  • Военных действий и т. д.

Отличия беженцев от переселенцев

Правовые статусы двух категорий мигрантов различаются субъектами, в отношении которых они применяются:

  • Вынужденный переселенец — это всегда гражданин РФ, беженец — всегда обладает гражданством иного государства либо является лицом без гражданства;
  • Вынужденный переселенец покидает один субъект федерации и переселяется в другой, беженец прибывает на территорию РФ из-за границы.

Права и обязанности мигрантов

Несколько различаются и права лиц после обретения ими статуса. На вынужденных переселенцев распространяются все права и обязанности граждан РФ.

Они вправе:

  • Участвовать в выборах и референдумах;
  • Работать в качестве государственных и муниципальных служащих;
  • Получать субсидии на покупку жилья и претендовать на улучшение жилищных условий.

Беженцы не обладают российским гражданством, поэтому не вправе участвовать в выборах и работать на госслужбе.

Также они не могут:

  • Получать стипендии во время обучения;
  • Претендовать на получение жилья;
  • Рассчитывать на безвозмездные субсидии на покупку или строительство жилых объектов.

Сроки действия

Статус вынужденного переселенца выдается лицу на 5-летний срок. По его истечению статус продлевается ежегодно при условии, что гражданин не приобрел себе жилье.

Статус беженца предоставляется бессрочно. Раз в полтора года лица, обладающие этим статусом, должны проходить переучет в органе, его предоставившем. По итогам рассмотрения статус подтверждается или аннулируется по причине изменения существенных условий.

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев

Обе категории мигрантов относятся к лицам, пострадавшим от ущемления своих прав и вынужденным сменить место жительства. Поэтому они вправе рассчитывать на получение определенных компенсаций и социальных льгот.

Пособия и льготы

Вынужденным переселенцам и беженцам предоставляются различные льготы, призванные компенсировать лишения, которые эти лица несут в ходе переселения.

Обе категории мигрантов вправе рассчитывать на:

  • Денежное пособие в размере не менее 100 руб. в день на каждого члена семьи для ходатайствующих о получении статуса и 150 руб. ежесуточно — для обладающих им;
  • Бесплатное питание;
  • Бесплатный проезд и провоз багажа либо денежную компенсацию в счет этого;
  • Медицинскую помощь и безвозмездное предоставление лекарств;
  • Устройство детей в детские сады и школы;
  • Единовременную денежную выплату (устанавливается субъектом федерации, в котором размещается лицо).

Помощь с местом проживания

Главное, чего лишаются беженцы и переселенцы, это родной дом, поэтому первоочередной задачей для них является поиск нового места проживания. Одной из обязанностей государства в отношении таких лиц является поиск места жительства на временной или постоянной основе.

Для беженцев, а также лиц, ходатайствующих о присвоении такого статуса, открыты Центры для временного размещения. В дальнейшем беженцы получают право поселиться на безвозмездной основе в социальном жилищном фонде.

Вынужденные переселенцы также размещаются в социальном жилищном фонде. Впоследствии они имеют право на получение личного жилья по программе вынужденного переселенца. Государство может предоставить беспроцентную ссуду либо субсидию на строительство или покупку нового жилья.

Помощь с трудоустройством

Преимуществом статуса беженца является необязательность покупки трудового патента. Для других категорий иммигрантов его приобретение обязательно. Единственное ограничение — это невозможность устройства на государственную службу, так как беженцы не обладают гражданством РФ.

Для скорейшей адаптации данных групп мигрантов территориальные и местные органы власти должны способствовать их скорейшему трудоустройству. Биржи труда и центры занятости обязаны зарегистрировать их в качестве безработных, способствовать скорейшему поиску работы, а в случае необходимости и направлять на профессиональное переобучение.

Проблемы, с которыми сталкиваются вынужденные мигранты

Проблемы обеих категорий вынужденных мигрантов связаны с переездом и могут носить разнообразный характер. В первую очередь лиц беспокоят бюрократические препоны. Получение и подтверждение статуса требуют от мигранта многократного посещения государственных органов, сбора документов и готовности к временным затратам.

Почти каждый мигрант сталкивается с психологическими трудностями. Смена места жительства, а зачастую культурной и языковой среды, приводит к психологическому отчуждению переселенцев и беженцев, проблемам с адаптацией, интеграцией в новое общество, поиском работы и нового круга общения.

Зачастую многие мигранты не справляются с психологическим давлением и возвращаются в регион или страну убытия.

Еще одна проблема носит бытовой характер. Обустройство быта на новом месте жительства требует больших финансовых затрат и личных усилий.

Многим мигрантам требуются годы, чтобы создать сопоставимый с прежним местом проживания уровень достатка и бытовых условий.

Основания для утраты статуса

Статус может быть утрачен при изменении условий, способствующих его получению.

Для вынужденных переселенцев причиной аннулирования статуса могут быть:

  • Утрата российского гражданства;
  • Переселение на постоянное место жительства за рубеж;
  • Возвращение в регион убытия на ПМЖ;
  • Выявление того, что лицо предоставило неверные сведения либо поддельные документы при оформлении;
  • Истечение срока действия статуса.

Для беженцев причины лишения или утраты статуса носят более разнообразный характер. Причиной утраты могут стать:

  • Получение гражданства РФ или иной страны;
  • Получение вида на жительство в Российской Федерации;
  • Возвращение в страну убытия;
  • Изменение фактических обстоятельств, вынудивших беженца покинуть родину;
  • Судимость за уголовное преступление на территории России;
  • Привлечение к административной ответственности за распространение наркотических средств;
  • Предоставление ложных сведений либо фальшивых документов при оформлении.

Обе категории вынужденных мигрантов объединяет причина предоставления такого статуса — преследование или угроза жизни по политическим, этническим, языковым, социальным или иным близким мотивам. Однако предоставляемые права и возлагаемые обязанности, а также условия получения статуса различаются из-за того, что вынужденные переселенцы переселяются внутри РФ и имеют ее гражданство, а беженцы, наоборот, являются иностранцами.

Источник: https://MigrantVisa.ru/russia/migraciya/pravovoj-status-bezhenca/

Беженцы и вынужденные переселенцы: сходство и различия в статусах, права. Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Беженцы и вынужденные переселенцы как субъекты административного права. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами.

Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Поговорим об этом подробнее.

Вынужденный переселенец и беженец – в чем разница?

На первый взгляд, это – два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Кто имеет право получить вид на жительство?

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Права переселенцев

Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:

  • одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного поселения;
  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.

Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.

Обязанности переселенцев и беженцев

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется.

Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа.

Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Источник: https://FB.ru/article/387448/bejentsyi-i-vyinujdennyie-pereselentsyi-shodstvo-i-razlichiya-v-statusah-prava-federalnyiy-zakon-o-bejentsah-i-vyinujdennyih-pereselentsah

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: