Аудиовизуальное творчество. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Содержание
  1. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права – БТИ
  2. Интеллектуальные права на результаты отдельных частей АВП
  3. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права
  4. визуальное произведение: понятие
  5. Из истории явления
  6. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером
  7. визуальное произведение как объект авторского права
  8. Определение понятия
  9. Особенности
  10. Что говорится в законодательстве
  11. Заключение
  12. Общие положения
  13. Правовой статус продюсера
  14. Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения
  15. Что такое произведение как объект авторского права
  16. Что такое авторские права
  17. Объекты авторского права
  18. Чем отличается исключительное право от неисключительного
  19. Законы РФ и международные соглашения об авторских правах
  20. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права
  21. 3.4. Обладание правами на аудиовизуальные произведения
  22. Сведения о позиции плана закупки

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права – БТИ

Аудиовизуальное творчество. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

09.07.2019

Определение «аудиовизуальные произведения» в отрасли гражданского законодательства в первый раз был использован в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 года (ст. 134).

До того момента закон рассматривал кинофильмы и телевизионные ленты, которые в наши дни входят в более обширную сферу «аудиовизуальное произведение».

Что же говорит закон об авторских правах в данной области? Можно ли использовать отдельные элементы произведения, не имея лицензии?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (499) 500-96-41 . Это быстро и бесплатно !

  • визуальное произведение представляет из себя совокупное творение, складывающееся из определённой последовательности взаимосвязанных между собой картинок (они могут как сопровождаться звуковой дорожкой, так и не сопровождаться) и созданное для визуального и аудиального (если сопровождается звуком) понимания благодаря требуемым технических приспособлениям.
  • визуальные произведения также включаются в состав произведения кинематографа, плюс все проекты, выраженные через схожие кинематографические средства (теле- и видеофайлы и прочие схожие произведения), а метод их первичной или следующей фиксации никакого влияния не оказывают.
  • Соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ отображает специфику правового статуса аудиовизуального творения, которое наделено перечисленными ниже характеристиками:
  • сформировано из чётко установленной последовательности взаимосвязанных между собой графических образов;
  • может быть как с сопутствующей звуковой дорожкой, так и без аудиосопровождения;
  • воспринимается человеком с применением специальных технических приспособлений визуально, если же имеет место звуковое сопровождение на слух;
  • воспринимается как сложный целостный объект;
  • воспринимается как нечто, наделённое одновременно элементами как делимого, так и неделимого соавторства.
  1. Работа по созданию тиража аудиовизуальных произведений (кроме тех случаев, когда данная деятельность реализуется лично теми субъектами, которые наделены правами на применение конкретных предметов авторских или смежных прав в силу федерального закона или иного нормативного акта), реализуемая различными формами юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, также должна лицензироваться.
  2. А тут какие строения подлежат регистрации на дачном участке и как их узаконить и зарегистрировать.
  3. По ссылке принцип свободы завещания и его ограничения.
  4. Следует начать с определения авторского права.

Авторское право элемент гражданского законодательства, регулирующая правоотношения в пределах создания и применения (показа, изданием и т. д.) научных, литературных шедевров и творений из области искусства (плодов умственной и творческой работы людей в конкретных областях).

  • Само наименование института «АП» считается весьма условным, поскольку касается охраны прав правообладателя, а не создателя.
  • Поскольку рассматриваемый объект является сложносоставным, то правомочия изготовителя такого вида продукции в законе определяются как права того лица, которое занималось организацией процесса создания такого сложного объекта.
  • Лицо, занимающееся организацией разработки вышеупомянутого предмета, элементами которого становятся сразу несколько охраняемых результатов активного умственного труда (видеофайла, иного аудиовизуального произведения, постановочного театрального представления, мультимедийного проекта, базы данных), становится правообладателем использования таких итогов на основании соответствующих соглашений (к таковым относятся соглашения об отчуждении исключительного права/лицензионные договора), заключаемых этим лицом с обладателями исключительных прав на собственные результаты творческой деятельности.

Важно! Закон гласит, что при обработке АВП, даже если оно используется в целях создания пародии, обязательно соблюдать права автора музыкального элемента, не подвергавшееся обработке.

Интеллектуальные права на результаты отдельных частей АВП

Каждый создатель элемента, ставшего деталью аудиовизуального произведения, как бывшего раньше (соавтор творения, заложенного в фундамент сценария, например, и прочие), так и ставшего результатом труда над таковым (общая работа оператора-постановщика, художника-постановщика и иных), оставляет за собой исключительное право на собственное произведение, из этого правила вычёркиваются те случаи, когда это самое право было уступлено изготовителю или прочим лицам (или же попало к продюсеру или прочим лицам по иным причинам, разработанным законодателем).

Заключение сделки по созданию аудиовизуального произведения между его соавторами и изготовителем (обычно это продюсер) становится причиной передачи соавторами изготовителю нижеперечисленных исключительных прав на АВП:

  • на распространение;
  • на общественный показ/публичное прослушивание;
  • на трансляцию по кабелю для доступного общественности сведения;
  • на передачу в телеэфир/любое другое массовое оглашение;
  • на создание субтитров текста для какого-либо аудиовизуального произведения;
  • на копирование текста АВП.

Описанные правомочия переходят от соавторов аудиовизуального произведения к его изготовителю автоматически, если другое не прописано в договоре, и на законных основаниях принадлежат продюсеру по ходу всего срока действия АП на конкретный аудиовизуальный субъект.

Здесь информация о том, где искать завещание и как узнать кто наследник имущества.

Авторские права на АВП принадлежат изготовителю. Если АВП является результатом коллективной работы (автора сценария, например, режиссёра и оператора), то продюсер становится правообладателем.

Обычно заключаются соответствующие договоры о передачи права собственности. После заключения такого соглашения продюсер становится правообладателем произведения целиком и может распоряжаться им на своё усмотрение. Для использования в любых целях части АВП необходимо иметь лицензию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источник:

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

В эпоху стремительного развития медиакультуры очень важно знать правовое регулирование музыкальных произведений, видеофильмов, телепрограмм, радиопередач и иных объектов интеллектуальной собственности.

Актуальность таких знаний возрастает с прогрессом специальных интернет-платформ, аудио- и видеохостингов, социальных сетей, которые позволяют каждому человеку размещать, копировать информацию, обмениваться файлами.

Более того, сегодня каждый может стать автором какого-либо произведения, будь то аудиозапись или видеосъёмка.

Глобальная сеть разрешает пользователям называть свою продукцию или услуги собственным оригинальным именем. Вместе с тем в наши дни очень часто стало наблюдаться пиратство (т.е.

незаконное копирование и распространение развлекательного контента) и плагиат, как в научной и кинематографической среде, так и в шоу-бизнесе.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61 Это быстро и бесплатно !

визуальное произведение: понятие

Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект авторского права аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ (ст. 1263).

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  • состоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;
  • воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации.

Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое.

Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Из истории явления

Из самого термина видно, что это сложный объект. От аудиозаписей его отличает наличие изображения, картинки, но в то же время по творческому замыслу автора оно не направлено только на зрительное восприятие. В сочетании с музыкальным сопровождением оно также предназначено и для прослушивания.

История возникновения термина «аудиовизуальное произведение» в юридической практике уходит глубоко корнями в советскую эпоху.

Впервые он был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. Закон об авторском праве и смежных правах действовал ещё в РСФСР до 1 октября 1964 г. В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7).

Пункт 3 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. оставлял авторское право на киноленты за кинопроизводственным предприятием, которое их выпускало. Автор сценария имел право получать вознаграждения за каждый прокат ленты перед публикой.

Источник:

Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером

Закон.Ру – официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую статью будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Пирамида прав на аудиовизуальное произведение: с какого момента можно считать себя продюсером [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2018. 24 мая. URL: https://zakon.ru/blog/2018/05/23/piramida_prav_na_audiovizualnoe_proizvedenie_nebolshoj_kommentarij

Примечательно, что аудиовизуальное произведение, являющееся сложным объектом, включающим несколько самостоятельных объектов авторских и смежных прав (п. 1 ст. 1240 ГК РФ), в целом отнесено к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

При этом в законе закреплено, что авторами аудиовизуального произведения являются (1) режиссер-постановщик, (2) автор сценария и (3) композитор, являющийся автором музыкального произведения, которое создано именно для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст.

1263 ГК РФ); исключительные права на аудиовизуальное произведение в целом принадлежат продюсеру (п. 4 ст.

1263 ГК РФ); авторы самостоятельных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение (почему-то в законе не упоминаются иные правообладатели), сохраняют исключительные права на эти объекты, если они не передали их продюсеру.

  • Подобная «многослойность» прав сама по себе вызывает вопросы, и с учетом скромности объема нормативного материала, посвященного отношениям по поводу аудиовизуального произведения, заставляет дать некоторые комментарии.
  • В аудиовизуальном произведении могут использоваться, в частности, следующие самостоятельные объекты интеллектуальных прав:
  • – сценарий аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – автор сценария);
  • – литературное произведение, положенное в основу сценария (объект авторского права; первоначальный правообладатель – писатель – автор произведения);
  • – режиссура аудиовизуального произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – режиссер-постановщик);
  • – музыкальное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
  • – музыкальное произведение, вошедшее составной частью в это аудиовизуальное произведение, но созданное ранее и не специально для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – композитор и поэт (если музыкальное произведение с текстом);
  • – художественное произведение, специально созданное для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник, художник-оформитель);
  • – художественное произведение, используемое в этом аудиовизуальном произведении (вошедшего составной частью в него), но созданное ранее и не для этого аудиовизуального произведения (объект авторского права; первоначальный правообладатель – художник);
  • – исполнение роли, чтение, пение и иное исполнение в этом аудиовизуальном произведении, осуществленное в процессе создания этого произведения (объект смежных прав; первоначальный правообладатель – артист-исполнитель);

– иные произведения, создаваемые в процессе работы над аудиовизуальным произведением (первоначальные правообладатели – оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Исходя из сказанного, а также положений ст. 1263 ГК РФ, субъектный состав правообладателей применительно к каждому аудиовизуальному произведению может включать, по меньшей мере, четыре группы правообладателей. Это:

– авторы аудиовизуального произведения в целом: согласно п. 2 ст. 1263 ГК РФ к ним относятся (1) режиссер-постановщик; (2) автор сценария; (3) композитор – автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения;

Источник: https://orenbti.ru/sovety-i-rekomendatsii/chto-takoe-audiovizualnoe-proizvedenie-i-komu-prinadlezhat-prava.html

визуальное произведение как объект авторского права

Аудиовизуальное творчество. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Определение «аудиовизуальные произведения» в отрасли гражданского законодательства в первый раз был использован в Основах гражданского законодательства СССР и республик 1991 года (ст. 134).

До того момента закон рассматривал кинофильмы и телевизионные ленты, которые в наши дни входят в более обширную сферу «аудиовизуальное произведение».

Что же говорит закон об авторских правах в данной области? Можно ли использовать отдельные элементы произведения, не имея лицензии?

Определение понятия

визуальное произведение представляет из себя совокупное творение, складывающееся из определённой последовательности взаимосвязанных между собой картинок (они могут как сопровождаться звуковой дорожкой, так и не сопровождаться) и созданное для визуального и аудиального (если сопровождается звуком) понимания благодаря требуемым технических приспособлениям.

визуальные произведения также включаются в состав произведения кинематографа, плюс все проекты, выраженные через схожие кинематографические средства (теле- и видеофайлы и прочие схожие произведения), а метод их первичной или следующей фиксации никакого влияния не оказывают.

Особенности

Соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ отображает специфику правового статуса аудиовизуального творения, которое наделено перечисленными ниже характеристиками:

  • сформировано из чётко установленной последовательности взаимосвязанных между собой графических образов;
  • может быть как с сопутствующей звуковой дорожкой, так и без аудиосопровождения;
  • воспринимается человеком с применением специальных технических приспособлений визуально, если же имеет место звуковое сопровождение на слух;
  • воспринимается как сложный целостный объект;
  • воспринимается как нечто, наделённое одновременно элементами как делимого, так и неделимого соавторства.

Работа по созданию тиража аудиовизуальных произведений (кроме тех случаев, когда данная деятельность реализуется лично теми субъектами, которые наделены правами на применение конкретных предметов авторских или смежных прав в силу федерального закона или иного нормативного акта), реализуемая различными формами юридических лиц или индивидуальными предпринимателями, также должна лицензироваться.

Читайте о том, как зарегистрировать право собственности на подаренную или полученную по наследству квартиру в МФЦ.

А тут какие строения подлежат регистрации на дачном участке и как их узаконить и зарегистрировать.

По ссылке принцип свободы завещания и его ограничения.

Что говорится в законодательстве

Следует начать с определения авторского права.

Авторское право элемент гражданского законодательства, регулирующая правоотношения в пределах создания и применения (показа, изданием и т. д.) научных, литературных шедевров и творений из области искусства (плодов умственной и творческой работы людей в конкретных областях).

Само наименование института «АП» считается весьма условным, поскольку касается охраны прав правообладателя, а не создателя.

Поскольку рассматриваемый объект является сложносоставным, то правомочия изготовителя такого вида продукции в законе определяются как права того лица, которое занималось организацией процесса создания такого сложного объекта.

Лицо, занимающееся организацией разработки вышеупомянутого предмета, элементами которого становятся сразу несколько охраняемых результатов активного умственного труда (видеофайла, иного аудиовизуального произведения, постановочного театрального представления, мультимедийного проекта, базы данных), становится правообладателем использования таких итогов на основании соответствующих соглашений (к таковым относятся соглашения об отчуждении исключительного права/лицензионные договора), заключаемых этим лицом с обладателями исключительных прав на собственные результаты творческой деятельности.

Важно! Закон гласит, что при обработке АВП, даже если оно используется в целях создания пародии, обязательно соблюдать права автора музыкального элемента, не подвергавшееся обработке.

Заключение

Авторские права на АВП принадлежат изготовителю. Если АВП является результатом коллективной работы (автора сценария, например, режиссёра и оператора), то продюсер становится правообладателем.

Обычно заключаются соответствующие договоры о передачи права собственности. После заключения такого соглашения продюсер становится правообладателем произведения целиком и может распоряжаться им на своё усмотрение. Для использования в любых целях части АВП необходимо иметь лицензию.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
 
+7 (495) 280-04-20
+7 (812) 389-29-90
+7 (800) 511-29-38 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://101jurist.com/pravo/audiovizualnoe-proizvedenie.html

Общие положения

В соответствии с п.

1 статьи 1263 Гражданского кодекса РФ аудиовизуальное произведение – это такой вид произведения, который состоит из серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенный для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью технических устройств. Кроме того, в законе приводятся отдельные разновидности таких произведений: в частности, фильмы и иные объекты, полученные аналогичными способами (видеоклипы и т.д.).

Первую особенность таких произведений можно выделить из определения: творческий замысел авторов в данном случае направлен сразу и на зрительное, и на слуховое восприятие со стороны других лиц. Это отличает аудиовизуальные произведения от музыкальных, хотя и первые, и вторые являются сложными объектами.

Другая особенность указана в п. 2 ст. 1263 ГК РФ и касается того, что у аудиовизуальных произведений три автора. Рассмотрим, что это за категории лиц, проанализируем права авторов аудиовизуальных произведений:

  1. Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором. Вместе с тем отдельно в Гражданском кодексе сказано о режиссерах-постановщиках спектаклей (театральных, цирковых, кукольных, эстрадных и иных театрально-зрелищных представлений), о чем говорится в статье 1313 ГК РФ, которая касается исполнителей, как субъектов смежных прав. В отношении таких спектаклей закон не устанавливает для режиссеров авторских прав.
  2. Автор сценария. Это лицо, интеллектуальная деятельность которого была направлена на создание конкретного литературного произведения, здесь можно говорить об авторских правах на сценарий. Обратим внимание, что зачастую сценарии пишутся на основе какой-либо книги. В таком случае это будет производное произведение, и сценарист должен сперва получить согласие правообладателя книги на творческую переработку. Можно привести и такой пример: недавно в России был снят фильм «Воин», являющийся аналогом одноименного американского фильма. Автор оригинального сценария из США сообщил, что российская телекомпания не получила его разрешения на переработку сценария, что является явным нарушением интересов правообладателя.
  3. Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

    К композиторам в законе применяется специальное правило, указанное в п.3 ст. 1263 ГК РФ: при публичном воспроизведении, ретрансляции фильма, если музыка также проигрывалась, у композиторов остается право требовать выплаты вознаграждений за незаконное использование музыкального произведения. Это говорит, прежде всего, о дополнительных гарантиях авторам музыкальных произведений.

Правовой статус продюсера

Особое внимание следует уделить продюсерам – лицам, которые в силу закона являются создателями сложного объекта (в частности, кинофильма).

В ГК они также именуются изготовителями аудиовизуальных произведений, поскольку именно при их организационном, финансовом и творческом руководстве и был создан фильм. В силу п. 4 ст.

1263 ГК РФ изготовитель обладает исключительным правом на фильм в целом.

Обратим внимание, что зачастую в качестве изготовителей (продюсеров) выступают кинокомпании в форме юридических лиц.

Так, если проанализировать, в частности, практику Московского городского суда, то видно, как компании подают иски о защите исключительных прав на собственные фильмы. См.

, например, определение Мосгорсуда №2и-89/2017 от 6 февраля 2017 года, где свои права отстаивало общество с ограниченной ответственностью «Капелла Фильм».

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта.

Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства.

Так, очень часто вначале голливудских фильмов зрителям демонстрируются логотипы кинокомпаний-правообладателей (например, всемирно известная заставка 20th Century Fox).

Особенности статуса отдельных результатов интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения

Сразу обратим внимание читателей, что к аудиовизуальным произведениям применяются правила о сложных объектах. Следовательно, авторы объектов интеллектуальной собственности, входящих в состав сложного объекта, сохраняют свои авторские права на них.

Это еще раз подтверждается в п. 5 уже упоминаемой нами 1263 статьи ГК РФ. Допускается лишь одно исключение, связанное со случаями, когда авторы простых объектов передали свое исключительное право по договорам.

Например, исключительные права на саундтрек к фильму может приобрести кинокомпания-правообладатель.

Как мы уже выяснили, авторы простых объектов интеллектуальной собственности, сохраняя исключительное право, могут в полной мере отстаивать свои законные интересы, если будет факт нарушения. Так, в случае, когда третьи лица без согласия сценариста, например, воспроизведут его произведение, именно он может заявить о нарушении.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/audiovizualnye-proizvedeniya-filmy-videoklipy-kak-obekty-avtorskogo-prava/

Что такое произведение как объект авторского права

Аудиовизуальное творчество. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Определение можно найти в различных справочниках и словарях, но как объект авторского права аудиовизуальное произведение рассматривается только в Гражданском кодексе РФ (ст. 1263).

В Гражданском кодексе к произведениям данного типа относят кинематографические произведения и аналогичные ему материалы (например, музыкальные клипы, теле- и видеофильмы). Выделим отличительные признаки:

  • состоят из зафиксированных на любом носителе серий изображений, которые взаимосвязаны между собой и могут как содержать звук, так и не содержать его;
  • воспроизводятся при помощи специальной техники.

Для большинства типичным аудиовизуальным произведением выступает именно фильм, который может быть художественным, документальным, анимационным, научно-популярным и т.д.

Фильм подходит под все перечисленные характеристики: состоит из изображений, зафиксированных на киноплёнке или иных видах носителей информации.

Он представляет собой череду кадров, связанных между собой в единое целое.

Фильм считается полнометражным, если его продолжительность составляет более 52 минут, и короткометражным в случае, если его продолжительность меньше указанного времени.

Все выдержки взяты нами из ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

Что такое авторские права

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Каждый, кто вложил время, средства и умственный труд в создание какого-либо произведения, хотел бы защитить своё творение. В понятии «авторское право» различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение.

Субъектом (правообладателем) называется лицо, к которому перешло исключительное право на произведение.

Данил Феоктистов, кандидат юридических наук

К субъектам авторского права относятся:

  • различные предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели (если произведение создано служащим, работающим по найму, то право на него возникает у нанимателя);
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.

Объекты авторского права

Объектами авторского права являются:

  • литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и т. д.);
  • произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Не могут являться объектами авторского права:

  • официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.);
  • произведения народного творчества;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер;
  • короткие названия и лозунги.

Чем отличается исключительное право от неисключительного

Исключительное (имущественное) право — это владение объектом права и самим авторским правом.

Оно позволяет обладателю использовать результат интеллектуального труда любыми способами и в любых целях (если это не противоречит закону): заключать договоры на пользование, продавать. Объекты исключительного права можно наследовать.

Например, композитор Ирина Дубцова обладает исключительным авторским правом на музыку к песне «Тысяча свечей». Она может заключать платные договоры на использование этой музыки, продать права или передать их по наследству.

Неисключительное право — это владение объектом права. В юриспруденции официальным синонимом такого понятия является обязательственное право. Оно позволяет правообладателю пользоваться объектом по своему усмотрению (но иногда в рамках заключённых договоров).

Продать или подарить такие права нельзя. Например, Филипп Киркоров обладает неисключительным правом на музыку к песне «Тысяча свечей».

Он может записывать ремейки песни, исполнять её в рамках концертной деятельности, разрешать использовать музыку другим, но не может продать или оставить наследникам такие же права.

Законы РФ и международные соглашения об авторских правах

Защита авторского права появилась в XVIII веке. Первый законодательный акт об авторских правах назывался Статутом королевы Анны, и он действовал на территории Британии.

Британским парламентом выдавались документы о регистрации права всем, кто создавал наглядные материалы: книги, чертежи и карты. Причём действовало такое право 14 лет. Автор мог продлить свои права на этот же срок, а мог продать.

Приобретатель произведения получал пожизненное авторское право.

Современные реалии сильно отличаются от первоначальных. В каждом государстве приняты законы о защите авторских прав, но, кроме этого, существуют и международные нормы.

Авторское право в России защищено:

  • Гражданским кодексом РФ;
  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;
  • Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;
  • Всемирной конвенцией об авторском праве;
  • Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;
  • Договором ВОИС по авторскому праву;
  • Соглашением ТРИПС (международное авторское право);
  • Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;
  • Директивой ЕС от 22.05.2001 №2001/29/ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

В авторском праве существует такое понятие, как «презумпция авторского права». Согласно презумпции автором считается тот человек, чьё имя заявлено первым. Например, автором книги является тот, чьё имя указано на обложке.

Он будет считаться автором до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное.

Понятие презумпции впервые было рассмотрено Бернской конвенцией, к которой Российская Федерация присоединилась в 1995 году, хотя сама конвенция была создана в 1886 году в Берне (Швейцария).

Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Аудиовизуальное творчество. Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Что такое аудиовизуальное произведение и кому принадлежат права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения (сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д.), «поглощаются» аудиовизуальным произведением, «растворяются» в нем.

Другие же произведения, используемые в аудиовизуальном произведении, напротив, могут создаваться Лишь в процессе работы над ним и, следовательно, существовать Лишь в неразрывной связи с произведен ние.

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — один из видов произведений, охраняемых автор ским право м. А.п. представляет собой зафиксированное на материальном носителе произведение , состоящее из движущихся изображений, воспринимаемых зрительно; наличие звука при этом необязательно.

3.4. Обладание правами на аудиовизуальные произведения

В первом выпуске она рассказала о режиме налогообложения и организационно-правовых формах кинокомпаний, в этом материале — ликбез по основам авторского права. К данному понятийному аппарату мы сможем возвращаться в последствии при разборах вопросов и различных ситуаций.

Охрана кинематографических произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений.
В определении, содержащемся в п. 1 рассматриваемой статьи, вместо слова «кадр» использовано допускающее более широкое понимание слово «изображение».

При этом данный тип произведения в современном российском законодательстве представлен как объект, который включает в себя элементы как делимого, так и неделимого соавторства. Поговорим об этом подробнее.

Авторами А.п. считаются только следующие лица: режиссер-постановщик; автор сценария; автор музыкального произведения, специально созданного для этого А.п. Все остальные лица, внесшие творческие вклады в создание А.п. (автор романа, положенного в основу сценария, оператор-постановщик, художник-постановщик, автор слов использованной песни ) не считаются авторами А.п.

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Согласно подп. (а) п. 2 ст. 14 bis Бернской конвенции проблема определения круга лиц — обладателей авторских прав на аудиовизуальное произведение должна решаться на основании положений законодательства страны, в которой истребуется охрана.

Режиссер-постановщик. Здесь есть важная особенность, и касается она разграничения статуса режиссеров как субъектов авторского права и смежных прав. Представим, что режиссер, приложив свои творческие навыки, принял непосредственное участие в создании фильма как аудиовизуального произведения. Он будет являться его автором.

Правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать их в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Права изготовителя аудиовизуального произведения, т.е. лица, организовавшего изготовление такого произведения (продюсера), определяются Ст. 1240 настоящего Кодекса.

По существу, в ст. 1263 ГК РФ речь идет о фильмах, мультфильмах, телефильмах, диафильмах и других аналогичных произведениях.

визуальное произведение рассчитано прежде всего на зрительное восприятие и может признаваться таковым вне зависимости от наличия или отсутствия сопровождающего изображение звука.

Правила комментируемой статьи представляют собой компромисс между интересами публичной власти и интересами автора. С одной стороны, автор заинтересован в признании за ним некоторого комплекса прав на созданное им произведение, с другой стороны, государство заинтересовано в беспрепятственном использовании таких произведений в своих интересах.

Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Правила комментируемой статьи представляют собой компромисс между интересами публичной власти и интересами автора. С одной стороны, автор заинтересован в признании за ним некоторого комплекса прав на созданное им произведение, с другой стороны, государство заинтересовано в беспрепятственном использовании таких произведений в своих интересах.

Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Вместе с исключительным правом закон наделяет продюсеров и личными неимущественными правами: так, они могут указывать свое имя (наименование) при использовании объекта. Это говорит о наличии у них права на имя наряду с правом авторства.

Долгое время в СССР существовала крупная киноиндустрия. Распад СССР привел к упадку киноискусства, поскольку выжившие в грязной схватке за место под солнцем кинорежиссеры и кинопродюсеры не нашли ничего лучшего, как потакать самым низменным чувствам зрителей.

Авторская колонка Ольги Куриной: обстоятельно про интеллектуальные права, способы использования произведений, авторстве, соавторстве, наследном праве, использовании музыки, фотографий и других важных вещах, о которых мы так мало знаем.

Композитор. Как сказано в законе, это лицо, которое специально создало музыкальное произведение (с текстом либо без него) для фильма. Вполне естественно, что соответствующая музыка придает фильму новые творческие оттенки.

Первым видом аудиовизуальных произведений были кинематографические произведения (кинофильмы), которые стали демонстрироваться в России еще в 1896 году. Однако охрана кинематографических произведений в Законе Российской империи «Об авторском праве» 1911 года не была обеспечена. Впервые такая охрана на нашей территории появилась в 1925 году.

Более того, сегодня каждый может стать автором какого-либо произведения, будь то аудиозапись или видеосъёмка. Глобальная сеть разрешает пользователям называть свою продукцию или услуги собственным оригинальным именем.

Сведения о позиции плана закупки

В нём аудиовизуальному произведению было дано уже известное нам определение (Ст. 13). В список творчества входили кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы (Ст. 7). Возникает сложный вопрос: принимая во внимание решающий или исключительный характер деятельности одного из вышеперечисленных лиц, может ли авторство на аудиовизуальное произведение в целом принадлежать ему?

Правила оформления заявки на регистрацию устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно- правовое регулирование в сфере ИС.

В силу прямого указания закона только лица, определенные в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, признаются авторами аудиовизуального произведения, никакие иные лица, в том числе и на основании договора и даже с согласия авторов, признаваемых таковыми в силу закона, не могут стать авторами.

В этом случае, организатор вправе использовать аудиовизуальное произведение по своему усмотрению. В отсутствие соответствующих договоров исключительные права на аудиовизуальное произведение сохранятся за авторами, указанными в п. 2 ст. 1263 ГК РФ, а исключительные права на произведения, вошедшие в состав аудиовизуального произведения, — за каждым из творцов соответственно.

визуальное произведение с точки зрения формы представляет собой совокупность связанных между собой изображений, образующих целостный видеоряд и воспринимаемых с помощью соответствующих технических устройств.

Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ «аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не является переделкой, переработкой отдельных произведений. Поэтому нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Источник: https://advokaty-rus.ru/intelektualnoe/chto-takoe-audiovizualnoe-proizvedenie-i-komu-prinadlezhat-prava

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: