101 фз в новой редакции с изменениями. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Отчуждение земель при нарушении закона

Содержание
  1. Как купить землю на паях под ведение сельского хозяйства
  2. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: обзор ФЗ № 101
  3. К каким наделам применяется ФЗ № 101
  4. Пять главных принципов оборота земель с/х назначения
  5. Участники правовых отношений
  6. Размер и положение участков
  7. Принуждение к отчуждению земельного участка или доли
  8. Правила изъятия земельных участков с/х земель
  9. Оборот земель сельскохозяйственного назначения: особенности сделок
  10. Купля-продажа ЗУ земель сельхозназначения
  11. Аренда ЗУ земель сельхозназначения
  12. Передача в собственность государственных и муниципальных земель
  13. Наследование земельных участков
  14. Что гласит 101-й Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» – Недвижимое имущество – юридический ликбез
  15. Ограничения площади земельных участков
  16. Возможности использования земельной доли
  17. Без выделения доли можно совершать следующие действия:
  18. Отчуждение земель при нарушении закона
  19. Важно знать о ключевых аспектах использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных в законе:
  20. Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения
  21. Общие сведения
  22. Последние поправки
  23. Текст действующей редакции ФЗ 101
  24. 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
  25. Последние изменения ФЗ о землях сельхозназначения
  26. 101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — обзор законодательства на 1DriveNews.ru.
  27. Описание закона
  28. Скачать

Как купить землю на паях под ведение сельского хозяйства

101 фз в новой редакции с изменениями. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Отчуждение земель при нарушении закона

Зем­ли сель­хоз­уго­дий, не выве­ден­ные из обо­ро­та, могут предо­став­лять­ся не толь­ко в част­ную, но и в общую доле­вую соб­ствен­ность.

Пра­ви­ла предо­став­ле­ния таких земель­ных участ­ков, вла­де­ния, опре­де­ле­ния долей общей соб­ствен­но­сти (ОС), про­ве­де­ния сде­лок, изъ­я­тия регу­ли­ру­ют­ся Феде­раль­ным Зако­ном № 101-ФЗ Об обо­ро­те земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния. Рас­смот­рим клю­че­вые поло­же­ния дан­но­го зако­на.

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: обзор ФЗ № 101

ФЗ № 101 не отно­сит­ся к земель­ным участ­кам (ЗУ) с/х назна­че­ния, предо­став­ля­е­мым для веде­ния садо­вод­ства, ого­род­ни­че­ства, ЛПХ, гараж­но­го коопе­ра­тив­но­го (и инди­ви­ду­аль­но­го) стро­и­тель­ства, а так­же заня­ты­ми объ­ек­та­ми недви­жи­мо­сти (Обо­рот дан­ных участ­ков регу­ли­ру­ет­ся Земель­ным Кодек­сом).

К каким наделам применяется ФЗ № 101

Область при­ме­не­ния зако­на — сво­бод­ные неза­стро­ен­ные сель­хоз­уго­дья, выде­ля­е­мые отдель­ным граж­да­нам и юрли­цам, сель­ско­хо­зяй­ствен­ным пред­при­я­ти­ям и орга­ни­за­ци­ям, пуб­лич­но-пра­во­вым обра­зо­ва­ни­ям, а так­же кре­стьян­ским фер­мер­ским хозяй­ствам (КФХ) для сов­мест­но­го вла­де­ния на прин­ци­пах общей доле­вой соб­ствен­но­сти.

  • Устав­ный капи­тал таких хозяйств обра­зу­ет­ся из пае­вых взно­сов участ­ни­ков. Поэто­му ФЗ № 101 изве­стен так­же под назва­ни­ем “закон о земель­ных паях”.
  • Рас­по­ря­жать­ся сво­ей долей земель­ные пай­щи­ки могут как угод­но:
    • напри­мер, они могут выде­лить из нее отдель­ный земель­ный уча­сток для веде­ния ЛПХ или ФКХ;
    • сдать в арен­ду (или суб­арен­ду);
    • про­дать (при нали­чии прав соб­ствен­но­сти).
  • Пра­во­вая база регу­ли­ро­ва­ния обо­ро­та земель­ных участ­ков и долей ОС, вхо­дя­щих в состав сель­хоз­уго­дий:
    • Кон­сти­ту­ция РФ;
    • ЗК РФ;
    • ФЗ № 101;
    • ГК РФ;
    • др. зако­ны.

Пять главных принципов оборота земель с/х назначения

  • ЗУ мож­но исполь­зо­вать толь­ко в пред­на­зна­чен­ных целях.
  • Огра­ни­чи­ва­ет­ся мак­си­маль­ный раз­мер общей пло­ща­ди земель­ных наде­лов в пре­де­лах одно­го муни­ци­паль­но­го рай­о­на, кото­рый может быть в соб­ствен­но­сти одно­го физи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица.
  • При­о­ри­тет в покуп­ке ЗУ у госу­дар­ства РФ, кро­ме участ­ков, выстав­лен­ных на пуб­лич­ных тор­гах.
  • При­о­ри­тет­ное пра­во покуп­ки отчуж­да­е­мой доли ЗУ, при­над­ле­жа­ще­го с/х орга­ни­за­ции или чле­ну КФХ, при­над­ле­жит участ­ни­ку общей доле­вой соб­ствен­но­сти.
  • ЗУ из земель сель­хоз­на­зна­че­ния могут так­же предо­став­лять­ся ино­стран­цам (физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам) и лицам без граж­дан­ства, но при усло­вии, что доля их земель­но­го пая в общем капи­та­ле будет боль­ше 50% (пп. 5 п.3 ст. 1 ФЗ). При этом дан­ные участ­ни­ки при­об­ре­та­ют толь­ко пра­ва арен­ды, но не пра­ва соб­ствен­но­сти (ст. 3).

При­ва­ти­за­ция наде­лов про­ис­хо­дит в соот­вет­ствии с Земель­ным Кодек­сом и дру­ги­ми фед. зако­на­ми. При­ва­ти­зи­ро­вать нель­зя уго­дья Край­не­го Севе­ра, заня­тые паст­би­ща­ми.

Подроб­нее об обла­сти при­ме­не­ния ЗУ из земель сель­хоз­уго­дий и прин­ци­пах их обо­ро­та — в ст. 1 ФЗ № 101.

Участники правовых отношений

Участ­ни­ка­ми пае­вых земель­ных сооб­ществ могут быть:

  • госу­дар­ство РФ;
  • субъ­ект РФ;
  • МО (муни­цип. обра­зо­ва­ния);
  • физи­че­ские и юри­ди­че­ские лица (рези­ден­ты РФ);
  • ино­стран­ные гр-не и юрли­ца, лица без гр-ва (при усло­вии соблю­де­ния усло­вия в пп. 5 п.3 ст. 1).

Размер и положение участков

  • Мини­маль­ный раз­мер ЗУ уста­нав­ли­ва­ет­ся зако­на­ми субъ­ек­тов.
  • Надел не может нахо­дить­ся в соста­ве искус­ствен­но оро­ша­е­мых земель и обла­дать раз­ме­ром мень­ше мини­маль­но­го, за исклю­че­ни­ем сле­ду­ю­щих слу­ча­ев:
    • он выде­лен из доли в пра­ве ОС для веде­ния ЛПХ или ФКХ, в част­но­сти, для садо­вод­ства, пче­ло­вод­ства, выра­щи­ва­ния ово­щей, вино­гра­да, цве­тов, раз­ве­де­ния рыбы, иных видов с/х дея­тель­но­сти, допус­ка­ю­щих при­ме­не­ние ЗУ мень­ше мини­маль­но­го р‑ра;
    • уча­сток обра­зу­ет­ся в целях буду­ще­го изъ­я­тия в муни­ци­паль­ную либо госу­дар­ствен­ную собств-сть с изме­не­ни­ем сво­е­го целе­во­го назна­че­ния в рам­ках пере­пла­ни­ров­ки земель­ной тер­ри­то­рии.
  • Мак­си­маль­ный раз­мер ЗУ, нахо­дя­щий­ся в соб­ствен­но­сти одно­го физи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица, может быть не более*10% от общей пло­ща­ди всех с/х земель муни­ци­паль­но­го р‑на, в кото­ром нахо­дит­ся уча­сток (п. 2 ст. 4 ФЗ № 101).

При­ме­ча­ние*: В ФЗ № 101 напи­са­но “не менее 10 %” (???). Оче­вид­но, что это ошиб­ка, поче­му-то до сих пор не устра­нен­ная: мак­си­маль­ный раз­мер не может быть по логи­ке “не менее”, а может быть толь­ко “не более”.

Принуждение к отчуждению земельного участка или доли

Соб­ствен­ник дол­жен отка­зать­ся от сво­е­го пра­ва собств-сти и про­ве­сти отчуж­де­ние ЗУ либо при­над­ле­жа­щей доли в слу­ча­ях:

  • если он явля­ет­ся ино­стран­цем или лицом без граж­дан­ства, на осно­ва­нии ст. 3 ФЗ;
  • если мак­си­маль­ный раз­мер участ­ка боль­ше допу­сти­мо­го.

Отчуж­де­ние долж­но быть про­из­ве­де­но в тече­ние одно­го года:

  • с момен­та при­ня­тия ФЗ № 101 (если уча­сток либо его доля ста­ли собств-стью еще до при­ня­тия зако­на);
  • с момен­та при­об­ре­те­ния прав соб­ствен­но­сти (для ЗУ, куп­лен­ных после при­ня­тия ФЗ).

При отчуж­де­нии ЗУ в поль­зу субъ­ек­та или МО быв­ший соб­ствен­ник полу­ча­ет при­о­ри­тет­ное пра­во на заклю­че­ние аренд­но­го дого­во­ра на отчуж­ден­ный им надел

Если соб­ствен­ник не изба­вит­ся от земель­но­го участ­ка (доли) в над­ле­жа­щий срок, тер­ри­то­ри­аль­ный орган ЕГРН в тече­ние 10 дней дол­жен изве­стить об этом гос. орга­ны субъ­ек­та. А те на про­тя­же­ние меся­ца обра­ща­ют­ся в суд для отчуж­де­ния участ­ка насиль­ствен­ным спо­со­бом через пуб­лич­ные тор­ги.

Если поку­па­тель не нахо­дит­ся, то ЗУ (или долю) долж­ны по рыноч­ной цене при­об­ре­сти либо субъ­ект РФ, либо МО (ст. 5 ФЗ).

Правила изъятия земельных участков с/х земель

Обо­рот земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния под­ра­зу­ме­ва­ет пере­да­чу участ­ка:

  • в соб­ствен­ность;
  • арен­ду;
  • посто­ян­ное поль­зо­ва­ние;
  • без­воз­мезд­ное сроч­ное поль­зо­ва­ние;
  • пожиз­нен­ное насле­ду­е­мое вла­де­ние.

Одна­ко все эти виды исполь­зо­ва­ния могут быть пре­кра­ще­ны.

Земель­ный уча­сток может быть изъ­ят у соб­ствен­ни­ков (арен­да­то­ров, вла­дель­цев и поль­зо­ва­те­лей) госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми орга­на­ми в слу­ча­ях:

  • Нане­се­ния ущер­ба ЗУ и эко­ло­гии:
    • под ущер­бом пони­ма­ет­ся непра­виль­ная экс­плу­а­та­ция зем­ли, при­вед­шая к сни­же­нию пло­до­ро­дия, кри­те­рии кото­ро­го уста­нов­ле­ны пра­ви­тель­ством РФ;
    • мас­шта­бы нане­се­ния ущер­ба окру­жа­ю­щей сре­ды опре­де­ля­ют­ся в соот­вет­ствии с поста­нов­ле­ни­ем № 7 — ФЗ “Об охране окр. сре­ды”.
  • Исполь­зо­ва­ние ЗУ не по целе­во­му назна­че­нию, то есть не для осу­ществ­ле­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, в тече­ние 3 и более лет (в этот срок не вклю­ча­ет­ся вре­мя, когда надел не мог исполь­зо­вать­ся из-за ава­рий­ной ситу­а­ции, сти­хий­но­го бед­ствия, нало­же­ния пуб­лич­но­го серви­ту­та и т.д.).

Эти два пра­ви­ла рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на участ­ки, не явля­ю­щи­е­ся ипо­теч­ным зало­гом или пред­ме­том судеб­но­го раз­би­ра­тель­ства по делу о банк­рот­стве.

Кон­троль за исполь­зо­ва­ни­ем земель­ным участ­ков про­из­во­дят орга­ны гос­над­зо­ра. Про­це­ду­ра изъ­я­тия слож­ная:

  • При выяв­лен­ных нару­ше­ни­ях на нару­ши­те­ля вна­ча­ле заво­дят адми­ни­стра­тив­ное дело, а если он не устра­нит их, то орга­ны над­зо­ра направ­ля­ют мате­ри­а­лы в исп. орга­ны субъ­ек­та РФ и изве­ща­ют об этом ЕГРН (с это­го момен­та все опе­ра­ции, свя­зан­ные с пере­хо­дом прав на ЗУ будут до реше­ния суда пре­кра­ще­ны).
  • Далее орга­ны исп. вла­сти в тече­ние двух меся­цев пода­ют в суд иск об изъ­я­тии ЗУ. При поло­жи­тель­ном реше­нии суда в тече­ние полу­го­да про­во­дят­ся кадаст­ро­вые рабо­ты в отно­ше­нии изъ­ято­го участ­ка (при необ­хо­ди­мо­сти меня­ет­ся тип исполь­зо­ва­ния), про­из­во­дит­ся оцен­ка ЗУ и орга­ни­зу­ют­ся пуб­лич­ные тор­ги.
  • В тор­гах не могут при­нять уча­стие вза­и­мо­за­ви­си­мые лица (юрли­ца, учре­ди­те­ля­ми или чле­на­ми кото­рых явля­ет­ся соб­ствен­ник изъ­ято­го участ­ка, чле­ны его семьи, род­ствен­ни­ки, долж­ност­ные лица, кото­рые мог­ли бы повли­ять на резуль­та­ты тор­гов).
  • Началь­ная цена ЗУ на пуб­лич­ных тор­гах рав­на его кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти. Если уча­сток в пло­хом состо­я­нии, цену могут сни­зить на 20%.
  • Если тор­ги не состо­я­лись, через два меся­ца про­во­дят повтор­ные: стар­то­вая цена уста­нав­ли­ва­ет­ся ниже на 20%, чем цена пер­вич­ных тор­гов.
  • При неудав­ших­ся повтор­ных тор­гах уча­сток про­да­ют путем пуб­лич­ной офер­ты. Про­даж­ная цена при этом долж­на быть не ниже поло­ви­ны сто­и­мо­сти того же объ­ек­та, выстав­лен­но­го на повтор­ные тор­ги.
  • Сред­ства от про­да­жи земель­но­го участ­ка отда­ют­ся быв­ше­му соб­ствен­ни­ку, за выче­том рас­хо­дов на кадаст­ро­вые и оце­ноч­ные рабо­ты и про­ве­де­ние тор­гов.
  • Новый соб­ствен­ник дол­жен начать исполь­зо­вать уча­сток по назна­че­нию не позд­нее, чем через год. В про­тив­ном слу­чае на него так­же может быть заве­де­но адми­ни­стра­тив­ное дело, и про­це­ду­ра изъ­я­тия при невы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний повто­рит­ся.

Все земель­ные участ­ки с уста­нов­лен­ным неце­ле­вым исполь­зо­ва­ние нахо­дят­ся под осо­бым кон­тро­лем: реги­стри­ру­ю­щие испол­ни­тель­ные орга­ны (ЕГРН) обя­за­ны направ­лять све­де­ния о реги­стра­ции всех сде­лок в кон­тро­ли­ру­ю­щие над­зор­ные орга­ны.

Подроб­нее об изъ­я­тии читай­те в ст. 6 ФЗ № 101.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения: особенности сделок

Гла­ва вто­рая ФЗ № 101 регла­мен­ти­ру­ет сле­ду­ю­щие виды сде­лок с ЗУ земель с/х назна­че­ния:

  • куп­ля-про­да­жа;
  • арен­да;
  • предо­став­ле­ние в собств-сть­/а­рен­ду ЗУ, при­над­ле­жа­щих госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фон­дам;
  • насле­до­ва­ние.

Купля-продажа ЗУ земель сельхозназначения

Основ­ным (при­о­ри­тет­ным) поку­па­те­лем сель­ско­хо­зяй­ствен­ных земель явля­ют­ся субъ­ек­ты РФ и муни­ци­паль­ные обра­зо­ва­ния. Исклю­че­ние состав­ля­ют участ­ки, выстав­лен­ные на тор­гах и изъ­ятые для госу­дар­ствен­ных нужд.

  • Если про­да­вец игно­ри­ру­ет пре­иму­ще­ствен­ное пра­во и про­даст уча­сток дру­го­му лицу, такая сдел­ка будет при­зна­на ничтож­на (п. 4 ст. 8 ФЗ № 101).
  • Про­да­вец обя­зан послать изве­ще­ние о сво­ем наме­ре­нии про­дать ЗУ в испол­ни­тель­ный орган субъ­ек­та РФ или МО. В изве­ще­ние долж­ны быть ука­за­ны все све­де­ния об участ­ке, его цене, сро­ке рас­че­та.
  • При отка­зе субъ­ек­та РФ или МО при­об­ре­сти дан­ный уча­сток, про­да­вец име­ет пра­во про­дать дру­го­му лицу по цене, не ниже заяв­лен­ной в изве­ще­нии.

Аренда ЗУ земель сельхозназначения

  • В арен­ду могут пере­да­вать­ся толь­ко участ­ки (в т.ч. и при­над­ле­жа­щие пай­щи­кам), про­шед­шие кадаст­ро­вый учет (п. 1 ст. 8 Феде­раль­но­го Зако­на).
  • Аренд­ный дого­вор или согла­ше­ние на нало­же­ние част­но­го серви­ту­та может быть под­пи­сан упол­но­мо­чен­ным пред­ста­ви­те­лем доль­щи­ков, избран­ным на общем собра­нии участ­ни­ков земель­но­го пая.
  • Дого­вор уста­нав­ли­ва­ет­ся на срок от 3 до 49 лет, за исклю­че­ни­ем участ­ков под сено­кос или выпас ско­та, на кото­рых срок арен­ды — до 3 лет.
  • По окон­ча­нию сро­ка арен­ды уча­сток может быть про­дан арен­да­то­ру.
  • При про­дле­нии аренд­но­го согла­ше­ния при­о­ри­тет у арен­да­то­ра, если он не нару­шал усло­вий дого­во­ра.
  • Пло­щадь арен­ду­е­мой зем­ли не огра­ни­чи­ва­ет­ся.
  • Пра­ва по арен­де отдель­но­го пай­щи­ка могут быть пред­ме­том зало­га без согла­сия осталь­ных участ­ни­ков доле­вой соб­ствен­но­сти.

Передача в собственность государственных и муниципальных земель

Госу­дар­ствен­ные и муни­ци­паль­ные земель­ные участ­ки могут быть пере­да­ны в соб­ствен­ность доб­ро­со­вест­ным граж­да­нам и юрли­цам по окон­ча­нию сро­ка арен­ды, если они исполь­зо­ва­ли их по назна­че­нию и не нанес­ли ущер­ба зем­ле.

Пере­да­ча зем­ли сель­хоз­на­зна­че­ния в соб­ствен­ность невоз­мож­на:

  • рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям;
  • науч­ным учре­жде­ни­ям;
  • мало­чис­лен­ным корен­ным наро­дам;
  • каза­чьим общи­нам;
  • обра­зо­ва­тель­ным с/х учре­жде­ни­ям;
  • под паст­би­ща и сено­ко­сы (п. 5 ст. 10 ФЗ).

Зем­ли с/х назна­че­ния могут пере­да­вать­ся в воз­мезд­ное и без­воз­мезд­ное поль­зо­ва­ние.

Неис­поль­зу­е­мые госу­дар­ствен­ные и муни­ци­паль­ные земель­ные наде­лы, с момен­та реги­стра­ции кото­рых про­шло не более полу­го­да, могут быть пере­да­ны субъ­ек­та­ми РФ или МО сель­ско­хо­зяй­ствен­ным и фер­мер­ским хозяй­ствам по цене не более 15 % от их кадаст­ро­вой сто­и­мо­сти. Осно­ва­ни­ем явля­ют­ся заяв­ле­ния дан­ных орга­ни­за­ций в орга­ны вла­сти с прось­бой предо­ста­вить эти участ­ки в арен­ду или поль­зо­ва­ние.

Наследование земельных участков

Насле­до­ва­ние ЗУ из земель сель­хоз­на­зна­че­ния не явля­ет­ся при­о­ри­тет­ным пра­вом. Уна­сле­до­вать надел мож­но, но сохра­нить пра­во соб­ствен­но­сти будет невоз­мож­но, если:

  • наслед­ник — ино­стран­ный граж­да­нин или лицо без граж­дан­ства;
  • мак­си­маль­ный раз­мер участ­ка боль­ше допу­сти­мо­го.

В этих слу­ча­ях наслед­ник будет обя­зан про­из­ве­сти отчуж­де­ние земель­но­го участ­ка в соот­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­я­ми ст. 5 ФЗ № 101.

Обо­рот земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния, регла­мен­ти­ру­е­мый дан­ным зако­ном, отли­ча­ет­ся от сде­лок с земель­ны­ми участ­ка­ми, предо­став­ля­е­мым граж­да­нам под садо­вод­ство, ого­род­ни­че­ство и веде­ние лич­но­го хозяй­ства. Хотя и в том, и в дру­гом слу­чае исполь­зу­ет­ся оди­на­ко­вая кате­го­рия земель.

Читать пол­ное содер­жа­ние Феде­раль­но­го Зако­на № 101 — ФЗ об обо­ро­те земель сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го назна­че­ния.

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/zakony/fz-ob-oborote-zemel.html

Что гласит 101-й Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» – Недвижимое имущество – юридический ликбез

101 фз в новой редакции с изменениями. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Отчуждение земель при нарушении закона

Собственники и арендаторы сельскохозяйственных участков должны постоянно следить за изменениями в законодательстве, которые касаются оборота и использования земли.

Одним из важнейших документов в этой сфере является 101-й ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Закон был принят в нашей стране еще в 2002 году, и с тех пор он практически ежегодно корректировался и дополнялся новыми положениями.

Последние изменения были внесены в 2016 году. Ключевые моменты закона в его последней редакции рассмотрим в этой статье.

Действие указанного правового акта распространяется на все участки сельскохозяйственного назначения, кроме земель, предназначенных для постройки гаражей, ведения дачного хозяйства, обустройства садов и огородов.

Иначе говоря, на землях, попадающих под действие закона, должны проводиться работы сельскохозяйственного характера, а сами участки должны находиться за границами жилых поселений.

Все земли, относящиеся к данной категории, делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К первым относятся участки, которые используются для земледелия и животноводства, ко вторым – участки, занятые объектами вспомогательного характера (коммуникациями, строениями, водоемами, дорогами и т. д.).

Закон регулирует действия, связанные с владением, использованием и распоряжением участками земли с/х назначения, закрепляет правила и ограничения, касающиеся оборота участков земли.

Ограничения площади земельных участков

Документом определяется порядок установления минимальной и максимальной площади земельных участков из числа с/х земель, которые могут принадлежать одному человеку или одной организации.

Согласно документу, размеры наименьших и наибольших участков определяются региональной властью, при этом максимальный размер участка должен начинаться от 10% территории угодий, которые расположены на землях определенного муниципалитета.

При расчете площади земельных участков региональной властью должны учитываться конституционные нормы, требования Земельного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов.

Возможности использования земельной доли

Законом определяются возможности для использования доли в праве общей собственности, то есть части земли на большом с/х участке. Владелец земельной доли может распоряжаться ей по своему усмотрению: продавать, обменивать, совершать другие юридически операции.

Без выделения доли можно совершать следующие действия:

  • выполнять отказ от нее;
  • передавать по наследству;
  • заключать сделки между собственниками участка.

Если же планируется выполнение других действий, к примеру, продажа доли постороннему покупателю, участок нужно будет выделять в натуре.

Для этого необходимо будет обращаться к кадастровому инженеру для проведения измерений и составления проекта межевания. После согласования участок следует ставить на кадастровый учет и регистрировать на него соответствующее право.

Отчуждение земель при нарушении закона

За соблюдением положений закона ведется тщательный контроль. Если выявляются какие-либо нарушения, они должны сразу устраняться (к примеру, часть земли должна быть продана или сдана в аренду).

Если земли были приобретены до вступления закона в силу, то есть до 24 июля 2002 года, на устранение нарушений дается один год, если после указанного срока – один год после доказательства права.

Если нарушения не будут устранены в установленный период, рассмотрение вопроса может быть передано в суд.

Кроме того, если земля используется не по прямому назначению на протяжении трех лет, согласно закону, допускается принудительное изъятие земельного участка. Поэтому если земля оформлялась для высаживания пшеницы, выращивание любых других культур будет считаться нарушением, которого лучше не допускать.

Важно знать о ключевых аспектах использования земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных в законе:

  • муниципалитет региона, на землях которого расположен участок, обладает преимущественным правом выкупа, поэтому его следует уведомлять о планируемой продаже земли. Если через месяц после отправки уведомления ответ не будет получен, в течение года можно заниматься продажей участка, после чего эту процедуру придется повторять снова, иначе сделка может быть оспорена;
  • в аренду передаются с/х участки, прошедшие кадастровый учет, в том числе земля, находящаяся в долевой собственности;
  • наибольший срок аренды земель с/х назначения составляет 49 лет. В некоторых случаях в договорах аренды устанавливается, что после завершения этого срока земля переходит во владение арендатора либо арендатор наделяется преимущественным правом повторной аренды участка;
  • количество арендованных участков, используемых одним человеком или одной организацией, не ограничено;
  • участки, образованные за счет неистребованных долей, ставшие собственностью субъектов РФ до второго полугодия 2011 года, могут быть переданы с/х организациям или фермерским хозяйствам на льготных условиях без проведения торгов;
  • граждане других стран и лица без гражданства могут использовать с/х участки исключительно на правах аренды;
  • использование с/х земель не должно приводить к порче, загрязнению, отравлению и уничтожению почвы.

Источник: http://nedvigist.ru/zemli/101-fz-ob-oborote-zemel.html

Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения

101 фз в новой редакции с изменениями. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Отчуждение земель при нарушении закона
Бесплатная консультация юриста по телефону:

ФЗ номер 101 регулирует и контролирует правоотношения между участниками сделок, связанными с земельными участками, правоотношения между владельцами земель и государством. Он также регламентирует процессы проведения сделок, особенности и нюансы долей и землями общего пользования.

Общие сведения

Закон об обороте земель сельхозназначения был принят Государственной Думой 26 июня 2002 года, а одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года. Последние изменения в него вносились 3 июля 2016 года. ФЗ 101 об обороте земель имеет 4 главы и 20 статей.

Этот закон регулирует и контролирует правоотношения между владельцами сельскохозяйственных земель и государством, сделки, проводимые по договорам купли-продажи земель, оборот земельных участков в долях, регламентирует процессы предоставления и изъятия земельных участков.

Ознакомьтесь также с последними коррективами в Федеральном законе 115. Подробности тут:

Краткое содержание Федерального закона номер 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлена информация о сфере, на которую распространяется настоящий закон, описаны стороны сделок и участники правоотношений, дан список прав лиц без гражданства, иностранных лиц и иностранных юридических лиц, у которых больше 50% доли на земельные участки. Для участков земли существуют определенные требования по размерам и местоположению, описанные в общих положениях закона. Обязанности для лиц, которым право собственности не принадлежит, провести отчуждение. Описаны процессы и нюансы изъятия и залога сельскохозяйственных участков;
  • В главе второй оформлены особенности и нюансы оборота земельных участков. Подробно описаны договоры и контракты купли-продажи, представлены формы документов, описаны процедуры и процессы. Также подробно описаны договоры аренды, представлены формы документов, описаны процедуры и процессы. Оформлены процессы предоставления гражданам Российской Федерации участков, находящихся в собственности государства. Описаны нюансы и особенности наследства в этой сфере;
  • В главе номер три оформлены особенности и нюансы оборота земельных участков в общей доле. Представлены нюансы совершения сделок с земельными участками. Описан процесс преобразования обычного земельного участка в участок при долевой собственности. Оформлены особенности и нюансы владения в собственности гражданами сельскохозяйственных и земельных участков;
  • В четвертой оформлены дополнительные и заключительные положения закона. Дана информация о правоотношениях участников долей, правоотношениях граждан – владельцев и государства и правоотношения сторон сделки. Дан список бумаг, необходимых для установления владения на площадь. Описано понятие земельного участка.

До вступления в силу закона об обороте сельхоз земель все участки, не относящиеся к владению каким-либо лицом или не относящиеся к владению государством, относятся к общественному пользованию.

Также читайте актуальную информацию об изменениях в ФЗ 141. Подробности здесь:

Последние поправки

Последние изменения в ФЗ о землях сельхозназначения были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 361.

Согласно этим изменениям в 5 статье, пункте 1, фраза «орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменилась на «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав)».

Актуальные положения ФЗ 69 по ссылке:

Согласно 6 статье, существуют определенные причины, по которым государство имеет право изъять у собственника земельные владения.

Этими причинами могут быть определенные настоящим законом нарушения по использованию участка. Однако государство не имеет права изымать у владельца землю, которая является предметом ипотеки.

Также государство не может отобрать у собственника землю, являющуюся предметом дела о банкротстве.

Последний раз в статью восемь были внесены изменения в 2005 году. Согласно этой статье в случаях, когда земельный участок, относящийся к сельскохозяйственным, определенным к субъектам РФ, преимущество покупки его принадлежит к образовательным учреждениям. Они имеют право купить его по минимальной оценочной цене продажи.

Однако в любых других случаях покупки сельскохозяйственного участка, покупатель обязан известить органы местного самоуправления или другие органы власти о покупке при помощи письменного извещения, в котором оформляется:

  • Точная цена с подробным описанием способа оплаты, залога и т. д.;
  • Сроки осуществления сделки и подписания договора. Согласно настоящему закону, срок не должен превышать 90 дней;
  • Цели, для которых покупается настоящая земля;
  • Точная информация о размерах участка.

В ст. 10 ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения описаны и оформлены нюансы и особенности, а также процессы, по которым гражданам или юр. лицам продается земля или предоставляется в аренду. В случаях отсутствия каких-либо нарушений арендатор имеет право купить участок или по истечению срока продлить контракт.

Однако государство запрещает продавать арендованные участки:

  • Учреждениям научного или исследовательского, лабораторного типа;
  • Общинам, с проживающими малочисленными народами Севера;
  • Каким-либо религиозным общинам, организациям или собраниям;
  • Казачьим обществам.

Согласно статье 13, для того чтобы преобразовать земельный участок в долевую собственность, нужно придерживаться ряда требований, которые определяются органами государственной власти. Такие органы вправе осуществлять изменения, регулировать и контролировать все сделки по долевой собственности земель, учитывая Единый гос. реестр недвижимости.

В 14 статье описаны нюансы и особенности использования и владения земель, относящихся к участкам долевой собственности. Долевая собственность может распространяться на 5 человек и более.

Согласно законодательству Российской Федерации, любые изменения или работы, проводимые на такого вида землях, должны быть согласованы между долевыми собственниками.

Проводится собрание владельцев и вопрос выносится на обсуждение.

Согласно описываемой статье, на собраниях могут решать вопросы:

  • Способы и процессы межевания земли;
  • Нюансы и особенности договора аренды или субаренды участка;
  • Изменение количества участников долей, так как при межевании их число может быть увеличено. Рассматривается список собственников, и обсуждаются вопросы продажи долей совладельцам;
  • Обсуждается список владельцев, чьи территории считаются невостребованными;
  • Устанавливаются границы участка, определяются границы общей собственности и ее размеры.

В случае, если на собрании был выбран один человек, являющийся уполномоченным доверенным лицом, он должен по требованию предъявить бумагу протокола, где оформлена информация о выборе его поверенным.

Текст действующей редакции ФЗ 101

Закон о продаже земли был принят государством для контроля над сделками, проводимыми с земельными участками и площадями сельскохозяйственного назначения.

Все такие сделки проходят по определенной государством процедуре, и описываемый закон регулирует их.

В случае, если стороны сделки не могут определиться с какими-то положениями договора, они могут обратиться к настоящему закону, рекомендуется изучить его.

Скачать Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/101-fz-ob-oborote-zemel-selskoxozyajstvennogo-naznacheniya/

101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

101 фз в новой редакции с изменениями. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Отчуждение земель при нарушении закона

Закон об обороте земель сельхозназначения регламентирует аспекты, связанные с использованием, распоряжением и владением земельными участками.

26 июня 2002 года Государственная Дума приняла закон о обороте сельхоз земель, одобрен законопроект был 10 июля того же года. Краткое содержание и название закона целиком вступили в законную силу 24 июля 2002 года.

После вступления в силу рассматриваемого законодательного акта, уполномоченными лицами неоднократно вносились изменения, дополнения и поправки. Последние изменения ФЗ 101 претерпел 3 июля 2016 года.

Последние поправки вступили в силу с 1 января 2017 года.

ФЗ о землях сельхозназначения устанавливает нормы проведения сделок, при заключении которых устанавливается возникновение или прекращение прав пользования земельным участком или долей земли сельскохозяйственного назначения. Также содержит условия, при наступлении которых, часть земли может перейти на правах собственности к государственной или муниципальной власти.

По данному законодательному акту, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
  • территории, засаженные кустарниками (высаженные кустарники должны быть предназначены для защиты земли от влияния негативных природных явлений;
  • территории, на которых расположены замкнутые водоемы;
  • территории, занятые зданиями (строениями), которые используются для производства сельскохозяйственной продукции.

Правовое регламентирование сделок в сфере оборота земельных участков и долей осуществляется:

  • Конституцией России;
  • Земельным Кодексом РФ;
  • ФЗ 101.

Для совершения каких-либо действий с сельскохозяйственными землями необходимо изучить положения Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Последняя редакция законопроекта доступна по ссылке.

Последние изменения ФЗ о землях сельхозназначения

Все законодательные акты России подлежат периодическому рассмотрению и вносимые в них поправки нужны для уточнения некоторых аспектов, также для усовершенствования законов. В ФЗ 101 об обороте земель часто вносились изменения. Последняя редакция рассматриваемого закона проводилась 3 июля 2016 года.

Ст 13

Данная статья содержит положения об образовании земельного участка, находящегося в долевом владении. Пункт 3 ст. 13 претерпел ряд изменений.

Нововведения гласят, что установленные требования к проекту межевания сельскохозяйственных земельных участков регламентируются органами исполнительной власти.

Органы уполномочены осуществлять правовое регулирование в области ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Ст 6

Согласно 6-ой статье ФЗ, государство вправе изъять сельхоз землю у собственника. Основанием для таких действий является нарушение правил пользования землей. Не подлежит изъятию территория, которая является:

  • предметом ипотеки;
  • земельным участком, когда в отношении ее собственников заведено дело о банкротстве.

В 6-ую ст. не вносились изменения с 2002 года.

Ст 14 ФЗ 101

Эта статья раскрывает особенности владения и распоряжения сельскохозяйственными земельными участками, находящимися во владении у более 5 лиц. По закону, проводить какие-либо действия с собственностью разрешается только после проведения общего собрания владельцев. На общем собрании обсуждаются основные вопросы:

  • касающиеся проекта межевания участков;
  • касающиеся перечня собственников, т.к. в свзи с межеванием участков количество владельцев меняется;
  • устанавливаются размеры доли в праве общей собственности;
  • утверждается список владельцев, чьи территории не востребованы;
  • обсуждаются нюансы договора аренды территории, находящейся в долевой собственности.

Ознакомьтесь  ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности гос органов»

В последней редакции изменения не были внесены в 14 ст.

Ст 8 ФЗ №101

В 8-ую статью были внесены изменения в 2005 году, в 2016 она осталась без изменений. Гласит она о правилах купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. По закону, продавец обязан предоставить письменную форму в высший исполнительный орган государственной власти. В извещении указываются:

  • намерения о продаже:
  • цена;
  • размер земли;
  • срок, в который должна быть совершена сделка. По ФЗ № 101, срок не должен превышать 90 дней.

Ст 10 ФЗ 101

Она указывает на условия предоставления гражданам сельскохозяйственных земельных участков в аренду или в собственность. Если арендатор не нарушает правила пользования муниципальной собственностью, то после окончания срока аренды он праве:

  • продлить срок аренды;
  • выкупить арендуемый сельскохозяйственный земельный участок.

10-ая статья ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения не позволяет покупать землю, при условии, что государство предоставило в пользование территорию:

  • религиозным организациям;
  • научным и исследовательским учреждениям;
  • казачьим обществам;
  • общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В 1 п. ст. 12.1 ФЗ № 101

Были внесены поправки об обороте сельскохозяйственных земельных участков:

  • Ранее права для регистрации сельскохозяйственных земельных участков осуществлялись в соответствии с ФЗ № 122 от 21 июля 1997;
  • После июля 2016 регистрация прав должна соответствовать ФЗ Российской Федерации № 218 от 13 июля 2015 года. Такие же поправки были внесены в 2 п. ст. 12.1.

Ст 15 ФЗ №101

В документе п. 3 ст. 15 был изменен в последней редакции:

  • Ранее площадь сельскохозяйственного земельного участка определялась, как площадь, указанная в кадастровой стоимости;
  • После июля 2016 она определяется как площадь, указанная в выписке Единого государственного реестра недвижимости.

Чтобы более детально следовать законодательным принципам, необходимо помимо законодательного акта изучать и комментарии.

101 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» — обзор законодательства на 1DriveNews.ru.

Законодательство постоянно совершенствуется и необходимо опираться только на самые последние версии законов на. Все изменения и дополнения проверяйте на сайтах СОБРАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ или РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ. Поделитесь ссылкой и ваши друзья узнают, что вы разбираетесь в законах. Спасибо ツ

Источник: https://1drivenews.ru/101-fz-ob-oborote-zemel-selskohoziaistvennogo-naznacheniia/

Описание закона

26 июня 2002 года Государственная Дума приняла закон о обороте сельхоз земель, одобрен законопроект был 10 июля того же года. Краткое содержание и название закона целиком вступили в законную силу 24 июля 2002 года.

После вступления в силу рассматриваемого законодательного акта, уполномоченными лицами неоднократно вносились изменения, дополнения и поправки. Последние изменения ФЗ 101 претерпел 3 июля 2016 года.

Последние поправки вступили в силу с 1 января 2017 года.

ФЗ о землях сельхозназначения устанавливает нормы проведения сделок, при заключении которых устанавливается возникновение или прекращение прав пользования земельным участком или долей земли сельскохозяйственного назначения. Также содержит условия, при наступлении которых, часть земли может перейти на правах собственности к государственной или муниципальной власти.

По данному законодательному акту, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • сельскохозяйственные угодья;
  • территории, занятые внутрихозяйственными дорогами и коммуникациями;
  • территории, засаженные кустарниками (высаженные кустарники должны быть предназначены для защиты земли от влияния негативных природных явлений;
  • территории, на которых расположены замкнутые водоемы;
  • территории, занятые зданиями (строениями), которые используются для производства сельскохозяйственной продукции.

Скачать

Правовое регламентирование сделок в сфере оборота земельных участков и долей осуществляется:

  • Конституцией России;
  • Земельным Кодексом РФ;
  • ФЗ 101.

Для совершения каких-либо действий с сельскохозяйственными землями необходимо изучить положения Федерального Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Последняя редакция законопроекта доступна по ссылке.

Так же можете ознакомиться с ФЗ 229 ст 101 об исполнительном производстве.

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: