1 16 статьи конституции рф. Разбираем конституцию РФ как новый iPhone

Подводные камни новой Конституции

1 16 статьи конституции рф. Разбираем конституцию РФ как новый iPhone

Историк, секретарь Объединенной Коммунистической Партии, экс-депутат Госдумы Дарья Митина и экс-депутат Верховного Совета России, сопредседатель Фронта Национального Спасения в дни октябрьской трагедии 1993 года, один из ключевых лиц российской оппозиции Илья Константинов в прямом эфире видеостудии Pravda. Ru обсудили нынешнюю конституционную реформу.

Конституционный балаган-лохотрон: оставаться дома или идти ать против?

Почему такая спешка, зачем такая внезапность, почему новая редакция Конституции готовилась в режиме ошпаренной кошки? Только ли антиконституционная, высосанная из пальца процедура смущает оппозицию? В чем содержательное несогласие с предлагаемыми изменениями? Какие бомбы заложены сейчас под российскую государственность? Рухнет ли в скором времени предложенная конструкция власти или наоборот, укрепит положение правящего класса? Какова дальнейшая судьба Медведева и правительства Мишустина? Что мы можем сделать для того, чтобы наше мнение услышали?

Конституционная спешка не по существу

— Илья, помимо дел с коронавирусом в России все-таки есть еще много разных насущных тем. Как ты относишься конституционной реформе? Кому и зачем это нужно?

Все происходящее с так называемыми поправками в Конституцию я бы охарактеризовал словом “отвратительный”. Отвратительно по форме и содержанию. Отвратительно в общем и в частности. Сама процедура подготовки происходила в страшной спешке, причины и мотивы которой ни обществу, ни даже депутатскому корпусу объяснены не были.

— А почему, как ты думаешь, в таком режиме “ошпаренной кошки” все это происходило?

Это для меня до сих пор остается загадкой. Существует много гипотез на эту тему, от наступления сбоя первого лица до обострения каких-то внутриэлитных противоречий. Но это все — гипотезы. А ясного ответа на этот вопрос ни я, ни другие получить не могут.

Так что все происходит, как ты правильно сказала, в режиме “ошпаренной кошки”.

Второе — все это происходит совершенно карикатурно. Был совершенно карикатурный состав рабочей группы со всеми этими спортсменами, бесконечными представителями общественности, среди которых затесалось всего 5-6 специалистов по конституционному праву.

Третье — нарочитый обход существующих законодательных норм по проведению конституционных изменений через референдум. Есть же разработанная, принятая в нашем законодательстве норма изменения Конституции: созыв Конституционного совещания и подготовка поправок, обсуждение о принятии и проведении референдума. Именно референдума, а не опроса. Это же — огромная разница.

Потому что референдум предполагает отработку процедур, подготовку ания, подведение итогов, контроля за анием и так далее, и тому подобное.

Так называемое всенародное ание, которое предстоит теперь уже непонятно когда, все эти нормы игнорирует.

Принятый Федеральным Собранием Закон о поправках в Конституцию состоит из нескольких глав:

  • первая глава — это, собственно, поправки,
  • вторая глава — порядок ания,
  • третья глава — подведение итогов.

Когда читаешь этот закон, волосы, что называется, дыбом встают от содержания поправок и от того, как будет организовано это ание, и от того, как будут подводиться итоги.

Ведь это — какое-то просто наперстничество, честное слово. Ну неприлично же, я просто удивляюсь, кто так подготовил этот документ. Мошеннический характер все этой манипуляции просто бросается в глаза. Так же нельзя!

Что такое федеральные территории

— Илья, правильно ли я понимаю, что тебя беспокоит прежде всего процедурная сторона дела, или все-таки содержательные претензии тоже есть? Член рабочей группы Елена Исинбаева сразу стала интернет-мемом, когда произнесла, что только-только благодаря включению в эту группу она с Конституцией ознакомилась. Как ты относишься собственно к поправкам?

Конечно, важен и содержательный вопрос. В отличие от Исинбаевой я внимательно следил за всеми перипетиями процесса подготовки этого документа о поправках. Могу сказать, что меня тревожит несколько очень серьезных моментов. Причем, может быть, даже не те, на которые было обращено внимание многих.

Я подчеркну, что фактически речь идет о принятии новой Конституции, потому что поправки настолько существенные, что можно говорить о новом основном законе страны.

Сейчас большинство обращает основное внимание на возможное продление полномочий первого лица — Президента, на то, что Путин может и впредь баллотироваться, на то, что сможет занимать пост Президента Российской Федерации до 36-го года. Это — основной такой момент, вокруг которого ломаются копья.

А многие менее заметные изменения в Конституции остаются как бы за кадром. На них обращают внимание в основном только специалисты. И зря, что общество этого не замечает.

Вот к числу таких опасных, на мой взгляд, изменений, я бы отнес, во-первых, появление так называемых федеральных территорий.

— Патриоты говорят, что это — для возможной интеграции республик Донбасса и так далее. Что такое на самом деле федеральные территории, как ты считаешь?

— Никто не знает, что это такое. Это может быть любая территория, любой субъект Федерации, группа субъектов Федерации, город, может быть, несколько городов, регион страны.

Причем самое существенное здесь то, что объявленный федеральной территорией регион выпадает из регулярного, законодательного регулирования, он не подпадает под действие Конституции и законодательства, он фактически начинает управляться в особом порядке.

В каком, мы не знаем, потому что там существует отсылка на еще не написанный закон. Поэтому, как будут управляться эти федеральные территории, мы не знаем. Но я очень опасаюсь, что это будет чрезвычайщина.

И мы можем столкнуться с ситуацией, когда федеральной территорией будет объявлен любой неблагополучный с политической точки зрения или неблагонадежный, с точки зрения властей, регион.

Начались, к примеру какие-то волнения, любые протесты, начались какие-то социальные или политические выступления, территория объявляется федеральной, тогда фактически действие Конституции и законов там сразу приостанавливается.

— И она управляется уже, минуя региональную администрацию, напрямую из федерального центра, да?

Да, да, президентское управление регионом.

Это очень — серьезная новация, и она может иметь очень неприятные последствия. Это — свертывание местного самоуправления. Оно накрывается, так сказать, медным тазом окончательно.

Конечно, там есть и еще очень много всяких опасных и непонятных поправок.

Беседовала Дарья Митина

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Источник: https://www.pravda.ru/politics/1488110-constitutional_amendments/

«Обнуление по закону». За что голосуем? Разбираем с юристом поправки в Конституцию

1 16 статьи конституции рф. Разбираем конституцию РФ как новый iPhone

В России 1 июля начнется ание по поправкам в Конституцию РФ. Какие изменения в основной закон страны предлагает нам внести правительство, и насколько одобрение граждан необходимо для принятия документа NN.DK.RU разъяснил адвокат Вреж Гулян.

— Пакет поправок власти подготовили достаточно объемный. Они планируют, что в Конституции появятся пять новых статей, будет дополнена и скорректирована действующая 41-ая статья.

Изменения коснутся многих аспектов внутренней и внешней политики государства, а именно: отношения государства к самому себе и своим гражданам, роли и полномочий президента, прав и обязанностей Государственной думы, Совета Федерации и правительства России, органов местного самоуправления, судебной власти и прокуратуры, а также требований к лицам, занимающим должности в органах власти.

Нововведения в основной закон страны имеют большое значение, однако их полное раскрытие в рамках одного материала невозможно. Затронем лишь несколько интересных поправок.

Так, например, новой статьей №67.

1 Россия объявляется правопреемницей СССР и претендует на все его активы за пределами сегодняшней России, устанавливает, что чтит память предков и будет защищать историческую правду, гарантирует, что защита и развитие детей являются приоритетными для страны. Фактически государство определяет, что для него защита своего прошлого и будущего является приоритетной.

Остается открытым вопрос: как будет реагировать Россия на возможные иски в международные суды со стороны некоторых иностранных государств, которые могут потребовать от нее возместить ущерб, причиненный, по их мнению, Советским Союзом.

Также в новой редакции Конституции русский народ фактически объявляется государствообразующим. Это важный момент, поскольку на уровне основного закона признается, что русское население России является, по сути, ядром. 

При этом в России предпочтение или приоритет какому-то определенному народу, включая государствообразующий, не отдается, поскольку все национальности России признаются равноправными и составляющими один единый российский народ, на котором стоит Россия, а их права и свободы защищаются равным образом.

Кроме того, теперь государство обязуется (закрепляя соответствующую свою обязанность в Конституции) создавать условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан.

То есть можно рассчитывать на то, что законы, ущемляющие права бизнеса и мешающие его развитию, будут отменены, а все последующие законы и действия государственных органов должны способствовать расцвету предпринимательства.

Из анализа обновленной Конституции следует, что государство также обязуется делать все, чтобы наладить доверие между ним и обществом, уважая бизнес и ставя во главу угла обычного гражданина России и человека труда.

В то же время, кого считать этим самым человека труда, не прописано.

Подразумевается, видимо, что это любой человек, который своим добросовестным и законным трудом (и физическим, и интеллектуальным) производит продукт или услугу.

«Государство берет на себя больше обязательств — это решение политическое»

Государство закрепит в Конституции и то, что уже было декларировано в профильных законах.

Обязанность обеспечивать доступную медицинскую помощь, вести справедливую пенсионную политику и гарантировать минимальную заработную плату не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения — все это появится в основном законе страны, хотя в целом давно регулируется своими отраслевыми законами.

Например, согласно статье №4 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 2011 г. одними из принципов охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи, а также недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Закрепление в Конституции уже имеющихся норм затронуло не только социальные обязательства государства. Так, требования к кандидатам на должность губернаторов региона, действующие много лет, перешли из федерального закона в Конституцию, что глобально ничего не меняет. Аналогичная ситуация с положениями о прокуратуре и судебной системы.

В сущности, закрепление в Конституции уже существующих норм, по которым государство и население живет много лет, скорее носит политический характер, чем в реальности изменит жизнь граждан.

Самые спорные положения: от «веры в Бога» до международных договоров

Пожалуй, действительно значимой можно считать поправку, согласно которой количество судей Конституционного суда уменьшится с 19 до 11 человек, изменяются условия их назначения и увольнения. Многие опасаются, что от такого нововведения качество и так не идеальной судебной системы может сильно пострадать.

А вот нововведение «о вере в Бога, которая была передана нам предками», на мой взгляд, носит некий декларативный характер, говорящий о том, что вера в Бога сыграла огромную роль в становлении и развитии государства, что в принципе не противоречит действительности.

Здесь можно говорить, что официально признанные государством традиционные для народов России религиозные объединения (не обязательно христианские) получат благодаря этой фразе дополнительные преференции на миссионерскую деятельность, а ущемление или умаление их роли в жизни государства может быть расценено как покушение на историческую память, что обновленной Конституцией недопустимо.

Но это нововведение не противоречит статье №14 Конституции, в которой говориться о светскости России, так как светскость государства не подразумевает запрета на веру в высшие нематериальные силы, а лишь четко разделяет государственную политику от религиозных правил и норм.

Кроме этого, в статье №28 Конституции в России каждому человеку гарантируется свобода вероисповедания любой религии, согласно которой каждый имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Кроме этого государством каждому человеку гарантируется право не быть религиозным и не верить в Бога вообще.

Что касается правки, утверждающей главенство Конституции РФ над международными договорами, то строчка эта неоднозначная и, откровенно говоря, при необходимости может быть истолкована настолько широко, насколько это позволяет не исполнять решения межгосударственных органов.

Полагаю, что в первую очередь идет речь об исполнении решений международных судов, обязательных для России. Например, решений Европейского суда по правам человека или международного арбитража в Гааге. Это же правило применимо к решениям совета ООН.

Одним из ярких примеров является обязанность России оплатить $50 млрд бывшим акционерам нефтяной компании «Юкос» или решения по судебным тяжбам с Украиной. Эта же поправка может свести на нет исполнение Россией возможных решений по искам по ущербу, причиненному СССР, правопреемницей которого себя объявила Россия.

На мой взгляд, эта норма больше направлена на защиту от конкретных решений, которые могут ущемлять интересы государства или отдельных должностных лиц во власти, она не подлежит повсеместному применению. Поскольку на данный момент общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России неотделимы обязательны для исполнения и соблюдения Россией.

Если международные договоры устанавливают правила, отличные от российских законов, то приоритет дается правилам международного договора, которые ратифицированы Россией. Этот прядок закреплен статьей №15 Конституции, которая не подверглась изменению.

Говорить о нарушениях каких-то прав, кроме описанных выше, пока сложно, поскольку все будет зависеть от практического применения этой статьи.

Источник: https://nn.dk.ru/news/237137385

Ваш юрист
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: